Э.Т.А.Гофман
Эликсиры Сатаны
Перевод Н.А. Славятинского
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
     Я бросился на колени и в безмолвной молитве воздел к  небу
руки,  глубокие  вздохи потрясли мою грудь, слезы заструились у
меня из глаз!
     -- А далее знай, -- продолжал приор, -- что  тот  странный
престарелый  Художник,  о  котором  ты  говорил на исповеди, по
временам посещает наш монастырь, с  тех  пор  как  я  себя  тут
помню,  и,  быть  может,  он  вскоре  вновь  побывает у нас. Он
оставил  мне  на  сохранение  рукописную  книгу  с   различными
рисунками, а главное, с повествованием, к которому, появляясь у
нас, он всякий раз прибавляет по нескольку строк.
     Он  не  запретил мне показывать эту книгу посторонним, и я
тем охотнее доверю тебе ее, что это священный  долг  мой.  Тебе
откроется  связь  твоих  личных необычайных судеб, переносивших
тебя то в высокий мир дивных  видений,  то  в  самую  низменную
область  жизни.  Говорят, чудесное на земле исчезло, но я этому
не верю. Чудеса по-прежнему остаются, но даже и те  чудеснейшие
явления,  какими мы повседневно окружены, люди отказываются так
называть потому, что они повторяются в известный срок, а  между
тем  этот правильный круговорот нет-нет и разорвется каким-либо
чрезвычайным   обстоятельством,   перед   которым   оказывается
бессильной   наша   людская   мудрость,  а  мы  в  нашей  тупой
закоренелости, не будучи в состоянии понять сей  исключительный
случай,  отвергаем  его.  Мы  упорно  отказываемся верить своим
внутренним  очам  и  отрицаем  явление  лишь  потому,  что  оно
чересчур  прозрачно  и  мы  не  можем его узреть нашими земными
очами.
     Я причисляю этого странного Художника к  тем  чрезвычайным
явлениям,  которые  посрамляют любое предвзятое правило; я даже
сомневаюсь, действительно ли он облечен  в  плоть.  По  крайней
мере,   никто   не   замечал   у  него  обыкновенных  жизненных
отправлений. И я никогда не видел, чтобы он писал или  рисовал,
хотя  в  книге,  которую он как будто лишь читает, прибавляется
несколько строчек всякий раз, как он побывает  у  нас.  Странно
также,  что  я  в этой книге все принимал за неясные каракули и
нечеткие эскизы художника-фантаста, и только  тогда  она  стала
для  меня разборчивой и четкой, когда ты, возлюбленный брат мой
Медард, побывал у меня на исповеди.
     Я не смею более раскрывать перед тобой все,  что  думаю  о
Художнике  и  что  постигаю  наитием.  Ты сам все поймешь, или,
скорее, тайна откроется тебе сама  собой.  Иди,  укрепляй  свои
силы,  и,  если,  как  я  полагаю,  ты уже через несколько дней
окрепнешь духом, ты  получишь  от  меня  чудесную  книгу  этого
удивительного Художника.
     Я поступил так, как наставлял приор, вкушал трапезу вместе
со всей  братией,  прекратил бичевания и только усердно молился
перед алтарями святых. И если в сердце у меня не заживали  раны
и  не  унималась  в душе пронзительная боль, то все же страшные
призраки, терзавшие меня в сновидениях,  отступились  от  меня;
порою, когда я в смертельном изнеможении, не смыкая глаз, лежал
на своем жестком одре, я чувствовал веяние ангельских крыльев и
нежный  образ  живой  Аврелии  склонялся  надо  мной со слезами
неземного  сострадания  в  очах.  Она,  будто   защищая   меня,
простирала  руку  над  моей  головой,  веки у меня смыкались, и
тихий освежающий сон вливал в  меня  новые  силы.  Когда  приор
заметил,  что  дух мой вновь обрел некую собранность, он вручил
мне книгу Художника, увещевая меня внимательно  ее  прочесть  у
него в келье.
     Я  раскрыл  ее,  и первое, что бросилось мне в глаза, были
наброски фресок  монастыря  Святой  Липы,  частью  обозначенные
контурами, а частью с уже оттушеванной светотенью. Ни малейшего
изумления,  алчного любопытства поскорее разгадать загадку я не
испытал. Нет! Для меня уже никакой загадки не существовало,  --
я давно знал, что содержалось в книге Художника. А то, что внес
Художник  на  последние  листы  тетради мелким, еле разборчивым
почерком и разноцветными  письменами,  были  мои  видения,  мои
предчувствия,  но выраженные отчетливее, определеннее, резче --
так, как я никогда не смог бы выразить сам.

     Вводное примечание издателя

     Не распространяясь о том, что он нашел в книге  Художника,
брат  Медард  продолжает свое повествование и рассказывает, как
он  простился  с  посвященным  в  его   тайну   приором   и   с
благожелательно  относившейся  к нему братией, как он, придя на
поклонение в Рим, всюду -- и в соборе Святого Петра, и в храмах
Святого   Себастиана,   Святого   Лаврентия,   Святого   Иоанна
Латеранского, Святой Марии Маджоре и других -- преклонял колена
и  молился  пред всеми алтарями, как он привлек внимание самого
папы и как, наконец, прослыл святым -- слух этот  заставил  его
бежать  из  Рима,  ибо  теперь  он  был  действительно кающимся
грешником и ясно сознавал себя именно  таковым.  Нам  с  тобой,
благосклонный  читатель,  слишком  уж  скудно известны наития и
духовные озарения брата Медарда, и потому,  не  прочитав  того,
что  написал  Художник,  мы никогда не смогли бы проследить все
разбегающиеся запутанные нити  повествования  Медарда  и  затем
связать  их в один узел. Можно прибегнуть и к лучшему сравнению
и сказать, что у нас пока отсутствует тот фокус, через  который
преломляются   разнообразные,   многоцветные   лучи.   Рукопись
блаженной  памяти  капуцина  оказалась  завернутой   в   старый
пожелтелый пергамент, и этот пергамент был исписан мелкими, еле
различимыми    письменами,    чрезвычайно    возбудившими   мое
любопытство, ибо  почерк  показался  мне  весьма  своеобразным.
После  долгих стараний мне удалось разобрать буквы и слова -- и
каково же было мое изумление, когда ясно стало мне, что  это  и
есть та повесть Художника, о которой говорит Медард как о части
снабженной   рисунками   рукописной  книги.  Повествование  это
написано на старинном итальянском языке, в афористическом роде,
напоминающем исторические хроники. Странный  тон  повествования
зазвучал   на   нашем   языке  как-то  хрипло  и  глухо,  будто
надтреснутое стекло,  но  этот  перевод  непременно  надо  было
вставить ради понимания целого; я это и делаю, но, к сожалению,
вынужден прибегнуть к следующей оговорке. Княжеская фамилия, от
которой  вел свой род столь часто упоминаемый тут Франческо, до
сих  пор  существует  в  Италии,  живы  и  потомки  герцога,  в
резиденции которого пребывал некоторое время Медард. Вот почему
немыслимо было оставить подлинные имена, но в крайне неудобном,
неловком положении оказался бы человек, который вручил бы тебе,
благосклонный читатель, эту книгу с именами, выдуманными взамен
тех,  которые  действительно  существуют  и столь благозвучно и
романтично  звучат.  Вышеупомянутый   издатель   задумал   было
выпутаться  из  положения,  прибегнув  к одним титулам: герцог,
барон и т.д., но так как престарелый Художник в  своих  записях
проясняет  запутаннейшие  родственные  отношения,  то  издатель
убедился, что одними титулами не  обойтись,  если  хочешь  быть
понятым  читателем.  Ему  пришлось  простую,  но величавую, как
хорал, хронику Художника снабдить всякого  рода  пояснениями  и
дополнениями,  которые производят впечатление каких-то фиоритур
и завитушек...
     Итак,  я  вступаю  в   роль   издателя   и   прошу   тебя,
благосклонный   читатель,   прежде   чем  приступить  к  чтению
пергамента Художника, хорошенько запомнить следующее.  Камилло,
герцог П., является родоначальником семьи, из которой произошел
Франческо,  отец  Медарда.  Теодор,  герцог  фон В.,-- это отец
герцога Александра фон В., при дворе которого жил Медард.  Брат
его  Альберт  --это  принц  фон  В.,  женившийся на итальянской
принцессе Джачинте Б. Семейство барона  Ф.  хорошо  известно  в
горах,  необходимо  только запомнить, что первая супруга барона
Ф. была  итальянского  происхождения,  дочь  графа  Пьетро  С.,
который был сыном графа Филиппе С. Словом, все прояснится тебе,
благосклонный  читатель, если ты удержишь в памяти эти немногие
имена и начальные буквы фамилий. А  теперь  вместо  продолжения
повествования брата Медарда

     Пергамент престарелого Художника

     ...Случилось  так,  что республика Генуя, жестоко теснимая
алжирскими корсарами, обратилась к славному своими подвигами на
море  герцогу  Камилло  П.,  чтобы   он   с   четырьмя   хорошо
снаряженными галерами, на которых было размещено немало воинов,
предпринял  набег  на  дерзких  разбойников. Обуреваемый жаждой
громких подвигов, Камилло не медля написал своему старшему сыну
Франческо, чтобы тот возвратился управлять страной в отсутствие
отца. Франческо обучался живописи в школе Леонардо да Винчи, он
только и жил что искусством и ни о чем другом не помышлял.  Для
него  искусство  было  выше  всех почестей, дороже всех благ на
земле, а все прочие дела и заботы людей,  мнилось  ему,  только
жалкая  суета  сует.  Не  будучи  в  силах  бросить искусство и
мастера, который был уже в преклонных годах, он  ответил  отцу,
что  учился  владеть  кистью, а не скипетром и хочет остаться у
Леонардо. Ответ этот  разгневал  старого  герцога  Камилло,  он
обозвал художника недостойным глупцом и послал доверенных слуг,
с  тем  чтобы  они  доставили к нему сына. Но Франческо наотрез
отказался вернуться, он заявил,  что  любой  государь  во  всей
славе  своей  жалок ему в сравнении с отменным художником и что
величайшие ратные подвиги  кажутся  ему  лишь  свирепой  земной
забавой,  меж тем как творения живописца--это чистейший отблеск
обитающего в нем благостного духа; услыхав это, прославленный в
морских битвах герой так вознегодовал, что поклялся отречься от
Франческо и утвердить права на престол за своим  младшим  сыном
Зенобьо.   Франческо   был   этому   весьма  рад  и  уступил  в
составленном   по   всей   форме   торжественном   акте    свои
наследственные  права  на  герцогский  трон  младшему  брату; и
случилось так, что когда престарелый герцог Камилло в одной  из
жарких  кровавых  схваток  с алжирцами отдал Богу душу, Зенобьо
стал править герцогством, а Франческо,  отказавшись  от  своего
княжеского имени и звания, сделался художником и жил на скудную
пенсию,  которую  выплачивал  ему  брат.  Ранее  Франческо  был
гордым,  высокомерным  юношей,  и  только  маститому   Леонардо
удавалось  обуздывать  его  дикий  нрав,  но,  когда  Франческо
отрекся от своего княжеского звания, он стал верным и  скромным
сыном  Леонардо.  Он  помогал  старику  закончить некоторые его
великие  произведения,  и  вышло  так,  что  ученик,   стараясь
подняться  до высокого мастерства своего учителя, прославился и
сам, и ему тоже приходилось  писать  для  храмов  и  монастырей
запрестольные  образа.  Старый  Леонардо помогал ему и словом и
делом, доколе не скончался в весьма преклонных летах. И  тогда,
подобно долго сдерживаемому пламени, вспыхнули в юном Франческо
гордость  и высокомерие. Он возомнил себя величайшим художником
своего  времени   и,   сопоставляя   достигнутую   им   степень
совершенства  в  искусстве со своим происхождением, сам называл
себя царственным живописцем. Он с презрением отзывался о старом
Леонардо и,  отступая  от  стиля,  исполненного  благочестия  и
простоты,   выработал  себе  новую  манеру,  которая  ослепляла
пышностью  образов  и  суетным  блеском   красок   толпу,   чьи
преувеличенные похвалы делали его еще более гордым и надменным.
И  вышло  так,  что в Риме он очутился в среде дикой, распутной
молодежи и, стремясь во всем быть первым и недосягаемым, вскоре
сделался самым дерзким кормчим в разбушевавшемся  море  порока.
Соблазненные обманчивым великолепием язычества, юноши, во главе
которых  встал  Франческо,  образовали  тайный  союз; преступно
высмеивая христианство, они подражали обычаям древних греков  и
вкупе  с  бесстыдными  девками устраивали богомерзкие греховные
пиршества.  Это  были  живописцы,  а  еще   больше   было   там
скульпторов,  которые признавали одно лишь античное искусство и
осмеивали все, что новейшие художники, воодушевляясь  святостью
христианской  религии,  столь  дивно  изобретали и творили к ее
вящей славе. Франческо в кощунственном увлечении написал  много
картин  из  лживого  мира  языческих  богов.  Никто не умел так
правдиво представить соблазнительную пышность женских  образов,
сочетая  телесный  колорит  живой  натуры  с  чеканными формами
античных  статуй.  Вместо  того  чтобы  изучать,  как  в  былые
времена,  в  церквах  и  монастырях великолепные полотна старых
мастеров  и  благоговейно  впитывать  всей  душой  их  неземную
красоту, он усердно рисовал образы лживых языческих божеств. Но
еще  ни  один  образ так не поглощал его, как знаменитая статуя
Венеры, о  которой  он  столь  неотступно  думал,  что  она  не
выходила у него из головы.
     Случилось  так, что годичное содержание, какое высылал ему
брат его Зенобьо, не пришло  вовремя,  и  Франческо  при  своей
беспутной  жизни,  от которой он уже не в силах был отказаться,
остался без средств. Тогда он вспомнил, что  задолго  до  этого
один  из  капуцинских  монастырей  заказал  ему за высокую цену
образ святой Розалии; Франческо и решил, чтобы раздобыть денег,
поскорее написать этот образ, к  которому  он  до  тех  пор  не
приступал  из  отвращения  к  христианским святыням. Он вздумал
написать святую обнаженной, лицом и  телом  схожей  с  Венерой.
Эскиз удался на славу, и нечестивые юнцы шумно одобряли замысел
Франческо   подсунуть  набожным  монахам  вместо  иконы  святой
изображение языческого идола. Но стоило Франческо начать писать
икону, как -- что это? -- все стало принимать совсем иной  вид,
чем  он  замыслил  в  уме и сердце, и какой-то могущий дух брал
верх над духом презренной лжи, который  было  им  овладел.  Лик
ангела  из  горнего  мира  забрезжил  сквозь мрачные туманы; но
словно из страха  оскорбить  святую  и  навлечь  на  себя  кару
господню,  Франческо  не  решался дописать лицо святой, а на ее
нагое  тело   целомудренно   легли   темно-красное   платье   и
лазурно-голубой  плащ.  Монахи-капуцины  в  письме  к художнику
Франческо, заказывая икону святой, ничего не  говорили  о  том,
какое   достопримечательное   событие   из   ее  жизни  следует
изобразить, и  потому  Франческо  сперва  набросал  в  середине
холста  фигуру  святой;  теперь  же, словно осененный свыше, он
начертал  вокруг  нее  всевозможные  фигуры,  которые  в  своей
совокупности  удивительно  как хорошо представляли мученическую
смерть святой. Франческо всецело  погрузился  в  свою  картину,
или, скорее, сама картина стала могучим духом, который завладел
художником  и  приподнял  его  над  греховной  мирской  жизнью,
которую он вел до той поры. Но он никак не  мог  закончить  лик
святой,  и  это  стало для него адской пыткой, огненными жалами
терзавшей его душу.  Он  не  думал  больше  о  Венере,  но  ему
мерещился старый мастер Леонардо, жалостливо смотревший на него
и говоривший с тревожной грустью: "Ах, я рад бы тебе помочь, но
не   смею,  ты  должен  сперва  отрешиться  от  всех  греховных
стремлений и с глубоким  раскаянием  смиренно  умолять  святую,
против которой ты согрешил, заступиться за тебя..."
     Молодые   люди,   общества  которых  Франческо  уже  давно
избегал, явились к нему в мастерскую и увидели, что он лежит  в
постели,  будто вконец изнемогающий больной. Но когда Франческо
стал сетовать на то, что какой-то злой дух сломил его силы и он
теперь не в состоянии закончить  картину  святой  Розалии,  все
расхохотались  и  сказали:  "Эх,  братец,  отчего  это ты вдруг
расхворался?..   Давай-ка   немедленно   совершим    жертвенные
возлияния  в  честь  Эскулапа  и  благодетельной  Хигиэйи, и да
исцелится  наш  больной!"  Принесли  сиракузского,   и   юноши,
наполнив  чаши,  совершили перед неоконченным образом возлияния
языческим  божествам.  Затем  они  принялись  кутить  вовсю   и
предложили   вина   Франческо,   но  тот  отказался  и  пить  и
участвовать в пирушке, хотя они и провозгласили  тост  в  честь
самой  Венеры!  Тогда  один  из них сказал: "А ведь этот глупец
художник действительно нездоров телом и душой, я сейчас приведу
доктора". Пристегнув шпагу, он накинул на себя плащ и вышел. Но
не прошло и минуты, как он возвратился со словами: "Ну  вот,  я
уже  и сам врач и живо вылечу этого больного!" Юноша, как видно
подражавший походке и манере держаться  старика  врача,  вошел,
семеня  согнутыми в коленях ногами и до странности исказив свое
юное лицо, покрывшееся складками и морщинами; он и в самом деле
выглядел  до  того  старым  и  безобразным,  что  молодые  люди
расхохотались  и  воскликнули:  "Поглядите,  какие  ученые рожи
умеет корчить наш лекарь!"  А  тот  приблизился  к  больному  и
насмешливо произнес хриплым голосом:
     -- Эх,  до  чего  же  ты  обессилел  и  как ты стал жалок,
бедняга, но я живо поставлю тебя на ноги! Несчастный,  на  тебе
лица  нет,  и  едва  ли  ты придешься по сердцу Венере. Но зато
донна Розалия, пожалуй, не откажется завязать с тобой интрижку,
когда  ты  поправишься!  Отведай,  немощный   горемыка,   моего
чудодейственного  снадобья.  И раз уж ты задумал написать икону
святой, то напиток этот возвратит тебе силы, ведь это  вино  из
погреба святого Антония.
     Мнимый  лекарь  вынул  из-под плаща бутылку и тотчас же ее
откупорил. Из нее поднялся какой-то странный  аромат,  до  того
опьянивший  молодых  шалопаев,  что  они,  сомкнув  глаза, сидя
засыпали один за другим. Но Франческо,  разъярившись,  что  его
высмеивают,  словно  хилого  больного,  выхватил из рук доктора
бутылку и выпил залпом несколько глотков.
     -- На здоровье, -- воскликнул тот, сразу приняв юный вид и
твердую, уверенную походку; затем он окликнул своих задремавших
было товарищей,  и  они,  пошатываясь,  спустились  с  ним   по
лестнице к выходу.
     Подобно тому, как гора Везувий во время извержения яростно
мечет  во все стороны всепожирающее пламя, так в душе Франческо
забушевали неистовые потоки огня.  Все  языческие  истории,  на
темы  которых  он  прежде  писал,  как  живые  встали перед его
глазами, и он громко воскликнул:
     -- Явись мне, возлюбленная моя богиня, живи и будь моей, а
не то я посвящу себя подземным божествам!
     Тут ему померещилась Венера, стоящая  у  самой  картины  и
приветливо манившая его к себе. Он мигом вскочил со своего ложа
и  начал  писать  голову  святой, ибо он решил как можно точнее
передать на полотне пленительный  образ  богини.  Но  Франческо
стало казаться, что рука плохо повинуется ему, ибо кисть его то
и  дело соскальзывала с осеняющей голову святой Розалии дымки и
безотчетно дописывала головы  окружавших  ее  варваров.  А  тем
временем  все  явственнее  вырисовывался неземной лик святой, и
внезапно она взглянула на Франческо такими  живыми  лучезарными
очами,  что он, будто сраженный громовым ударом, рухнул на пол.
Еще не совсем придя  в  себя,  он  с  трудом  поднялся,  но  не
отважился  взглянуть  на  икону, которая навела на него ужас, а
проскользнул к столу, где стояла принесенная доктором бутылка с
вином,  и  отхлебнул  из  нее  богатырский  глоток.  Он   снова
почувствовал  прилив  сил,  взглянул на икону и увидел, что она
закончена до последнего мазка, но с холста глядит  на  него  не
святой лик Розалии, а улыбающееся лицо Венеры и его притягивает
ее  исполненный сладострастия взор. В ту самую минуту Франческо
охватил пламень преступного, греховного вожделения. Он застонал
от   порыва   бешеного   сладострастия,   вспомнил   языческого
скульптора   Пигмалиона,  историю  которого  он  в  свое  время
изобразил на полотне,  и,  подобно  этому  греку,  стал  молить
богиню  Венеру,  чтобы  она  вдохнула жизнь в свое изображение.
Вскоре ему стало мерещиться, будто  святая  на  иконе  начинает
шевелиться,  но,  бросаясь  к  ней,  чтобы  заключить ее в свои
объятия, он убеждался, что перед  ним  безжизненный  холст.  Он
рвал  на  себе  волосы,  размахивал руками и метался по комнате
будто одержимый бесами.
     Так Франческо неистовствовал два дня и две ночи; на третий
день, когда он, словно статуя, неподвижно стоял перед картиной,
дверь его комнаты отворилась, и ему почудился  шелест  женского
платья.  Он  обернулся  и  увидал  женщину,  как две капли воды
похожую на ту, что была изображена на его картине. Голова пошла
у него кругом,  когда  он  увидел  перед  собой  живую,  словно
сошедшую   с   холста,  непостижимо-прекрасную  женщину,  образ
которой  он  создал,  вдохновленный  мраморной  статуей,  и  им
овладел  ужас,  едва  он  взглянул  на  икону, показавшуюся ему
точным ее отражением. Он испытывал такое чувство, словно  некий
дух чудесно явился перед ним, язык у него окостенел, и он молча
упал  перед  незнакомкой  на  колени, молитвенно протянув к ней
руки. Та, улыбаясь, подняла его и молвила, что еще  в  те  дни,
когда  он  учился  в  школе живописи у престарелого Леонардо да
Винчи, она, девчонкой, нередко  видела  его  и  несказанно  его
полюбила.  А  теперь,  оставив  родителей и родственников, одна
явилась в Рим, чтобы его отыскать, ибо внутренний голос твердил
ей, что и он ее крепко любит и, страстно томясь по ней, написал
необыкновенно похожий на нее портрет, а сейчас  она  убедилась,
что так оно и есть.
     Тут  Франческо  догадался,  что  между  ним  и незнакомкой
существует  таинственная  гармония  душ,  чем   и   объяснялись
создание  этой  дивной картины и его безумная страсть к ней. Он
пылко обнял незнакомку и предложил  ей  тотчас  же  отправиться
вместе  с  ним  в  церковь,  где  священник  навеки  свяжет  их
таинством брака. Но та, как видно, пришла от  этого  в  ужас  и
сказала:
     -- Ах,  Франческо,  любимый  мой,  да  разве такой славный
художник, как ты, нуждается в  путах,  налагаемых  христианской
церковью?  Разве  ты  не  предан  душой  и  сердцем вечно юной,
жизнерадостной античности и ее  жизнелюбивым  божествам?  Какое
дело  до  нашего союза угрюмым священнослужителям, чьи скорбные
вопли раздаются  под  сумрачными  сводами  церквей?.  Лучше  мы
светло и радостно встретим праздник нашей любви.
     Франческо соблазнился речами женщины, и вышло так, что они
в тот  же вечер отпраздновали по обрядам язычников свою свадьбу
в обществе погрязших в грехах преступно-легкомысленных  молодых
людей,  называвших  себя  его друзьями. У женщины этой оказался
ларец с драгоценностями и цехинами, и  Франческо  долго  жил  с
нею,  утопая  в греховных наслаждениях и забросив искусство. Но
вот жена его почувствовала себя беременной, и  с  той  поры  ее
лучезарная   красота   становилась   все   блистательней,   все
великолепней,  женщина  эта  теперь  казалась  поистине   живым
воплощением   Венеры,  и  Франческо  изнемогал  от  безудержных
плотских утех.
     Но однажды ночью он  проснулся  от  глухого,  исполненного
тревоги  стона;  в  испуге  вскочил он с постели и, кинувшись с
зажженной свечой к  жене,  увидал,  что  она  родила  сына.  Он
немедленно   послал  слугу  за  повивальной  бабкой  и  врачом.
Франческо принял ребенка от материнского лона, но в  это  самое
мгновение   жена   его   испустила   ужасающий  вопль  и  стала
извиваться, словно стараясь вырваться из чьих-то  могучих  рук.
Тем  временем  явилась  повивальная  бабка  со своею служанкой,
вслед за ними  вошел  и  врач;  когда  же  они  приблизились  к
роженице, чтобы оказать ей помощь, то в ужасе отпрянули, увидев
ее   уже   мертвой,   окоченевшей;  шея  и  грудь  у  нее  были
обезображены  какими-то  ужасными  синими  пятнами,  а   вместо
молодого   прекрасного   лица   они   увидели   отвратительное,
изборожденное морщинами лицо с вылезшими из орбит  глазами.  На
крик, поднятый женщинами, сбежались соседи--среди них давно уже
ходили  недобрые  слухи  о  незнакомке; разгульный образ жизни,
какой она вела с Франческо, давно вызывал всеобщее омерзение, и
соседи уже сговорились донести духовному суду об  их  греховном
сожительстве. И вот теперь, увидев отвратительно обезображенную
покойницу, все уверились в том, что некогда она вступила в союз
с  дьяволом, который теперь и завладел ею. Красота ее оказалась
лишь  обманчивой  видимостью,  делом   проклятого   волшебства.
Пришедшие  разбежались в страхе, и никто не посмел прикоснуться
к  умершей.  Только  тогда  Франческо  понял,  кто   была   его
сожительница,  и  невыразимый  ужас  обуял  его.  Все грехи его
встали перед его глазами, и суд  Божий  начался  для  него  уже
здесь,  на  земле,  ибо  пламя  преисподней забушевало у него в
груди.
     Наутро явился полномочный инквизиции со  стражей  и  хотел
было  схватить Франческо и отвести его в тюрьму, но в художнике
проснулось его врожденное мужество и гордый дух, он выхватил из
ножен свою шпагу, проложил  себе  путь  в  толпе  и  бежал.  На
значительном  расстоянии от Рима увидел он пещеру и спрятался в
ней, выбившись из сил, вконец изнемогший.
     Когда Франческо убегал, то, не сознавая,  что  он  делает,
схватил  новорожденного мальчика и унес его с собой под плащом.
В диком исступлении он хотел теперь размозжить о камень головку
ребенка, родившегося от женщины, которую подослал ему  ад,  но,
когда он вскинул дитя кверху, оно заплакало, да так жалобно и с
такой,  казалось,  мольбой, что он почувствовал к нему глубокое
сострадание, положил мальчика на мягкий мох и выжал ему соку из
апельсина, найденного им у себя в кармане. Франческо  провел  в
пещере   несколько   недель   в  молитвах  и  трудах  покаяния;
отвратившись от греховной скверны, в которой он было погряз, он
усердно взывал к заступничеству святых.  Но  все  настоятельнее
обращался  он  к оскорбленной им святой Розалии, умоляя быть за
него  заступницей  у  престола  всевышнего.   Однажды   вечером
Франческо  на  коленях  молился  в  безлюдном месте и взирал на
солнце, садившееся в море,  которое  вздымало  на  западе  свои
пламенно-алые волны. Когда пламя стало тускнеть в поднимавшемся
с  земли  сером  тумане, Франческо увидел замерцавшее в воздухе
розовое  сияние,  --  мало-помалу  оно  принимало   все   более
определенные  очертания.  Наконец  перед  взором Франческо ясно
проступила окруженная ангелами и преклонившая колени на  облаке
святая  Розалия, и ему послышались в поднявшемся вокруг шелесте
и ропоте слова: "Господи, прости  этому  человеку,  который  по
слабости  и  немощи не мог воспротивиться искушениям сатаны". В
ответ  молния  сверкнула   сквозь   розоватое   сияние,   и   в
прокатившихся по небосводу раскатах грома грозно пророкотало:
     -- Какой  грешник  может сравниться с ним в преступлениях?
Не будет ему милости и не познает он  покоя  в  могиле,  доколе
порожденный   его   преступлениями   род  будет  умножать  свои
злодеяния и грехи!
     Франческо пал лицом во  прах,  ибо  он  знал  теперь,  что
приговор  над  ним окончательно произнесен и отныне ему суждено
скитаться по земле, не ведая мира и утешения. Он бежал  из  тех
мест, даже не вспомнив о мальчике, брошенном им в пещере, и жил
в  глубокой,  безысходной  нужде, ибо был не в силах заниматься
живописью. Иногда ему приходило на ум, что долг его  --  писать
прекрасные  иконы  к  вящей славе Христовой веры, и он замышлял
удивительные по рисунку и колориту полотна из жизни  Богоматери
и  святой  Розалии; но как он мог приступить к делу, не имея ни
одного скудо для покупки красок и  холста  и  поддерживая  свою
мучительную  жизнь  жалкой  милостыней,  какую  ему подавали на
паперти?
     Однажды в церкви, когда он пристально вглядывался в  голую
стену и мысленно расписывал ее, к нему подошли две закутанные в
покрывала  женщины,  и  одна  из  них молвила нежным ангельским
голосом:
     -- В далекой Пруссии, там, где ангелы  Божии  повесили  на
липе образ приснодевы Марии, воздвигнута церковь, не украшенная
и  поныне  живописью. Ступай туда, твой труд художника зачтется
тебе в послушание, и утешение  свыше  утолит  истерзанную  душу
твою.
     Когда Франческо поднял на женщин глаза, то увидел, что они
расплываются в нежном сиянии, а по церкви пронесся аромат лилий
и роз. Тогда-то он догадался, что за женщины это были, и наутро
хотел  начать свое паломничество. Но еще под вечер того дня его
нашел после долгих и трудных  поисков  слуга  герцога  Зенобьо,
вручивший ему содержание за два года и от лица своего господина
пригласивший  его  ко  двору.  Франческо  оставил  себе  только
незначительную сумму, а прочее раздал бедным,  после  чего  уже
отправился  в  далекую  Пруссию.  Дорога  вела  через Рим, и он
пришел в  расположенный  неподалеку  монастырь  капуцинов,  для
которого  в  былые  годы  писал икону святой Розалии. Он увидел
образ в алтаре, но при ближайшем  рассмотрении  оказалось,  что
это  лишь  копия  его  творения.  Монахи,  наслышавшись  всяких
страхов о сбежавшем художнике, из имущества которого им  выдали
икону,  не  оставили  ее  у  себя, а, сняв с нее копию, продали
оригинал  капуцинскому  монастырю  близ  Б.  После   тягостного
паломничества  прибыл  Франческо  в  монастырь  Святой  Липы  в
Восточной  Пруссии,  где  все  исполнил  по   повелению   самой
приснодевы.  Он  так благолепно расписал церковь, что и в самом
деле почувствовал, будто милосердие  Божие  приосенило  его.  В
душе его начало крепнуть упование на милость неба.

     * * *

     Случилось так, что граф Филиппе С., отправившись на охоту,
попал  в  отдаленное  дикое  урочище  и  был там застигнут злой
непогодой. Ветер яростно завывал в  ущельях,  а  ливень  такими
потоками хлынул на землю, словно угрожал человеку и зверю новым
потопом.  По  счастью,  граф С. набрел на пещеру и с превеликим
трудом протащил в нее за собой коня. Угрюмые тучи затянули весь
горизонт, и в пещере было  до  того  темно,  что  граф  Филиппе
ничего не мог в ней различить и обнаружить, хотя и слышал возле
себя  какой-то  шелест и шорох. Ему стало не по себе при мысли,
уж не скрывается ли в пещере дикий зверь, и он вытащил  меч  из
ножен,  дабы,  чуть  что,  отразить  нападение.  Но  когда буря
отбушевала и унеслась  дальше  и  солнечные  лучи  заглянули  в
пещеру,  он,  к  своему изумлению, заметил рядом с собой нагого
мальчика, лежавшего на ложе из листьев  и  глядевшего  на  него
яркими, сверкающими глазами. Возле ребенка стоял слоновой кости
кубок,  на дне которого граф Филиппе нашел еще несколько капель
ароматного вина, и мальчик жадно их выпил. Граф затрубил в свой
рог,  и  мало-помалу   вокруг   него   собралась   его   свита,
пережидавшая  где  попало  грозу;  но  всем пришлось по приказу
графа ждать, не явится ли за ребенком  неизвестный,  оставивший
его в пещере. Между тем сумерки стали сгущаться, и граф Филиппе
молвил:  "Я не могу покинуть здесь этого беспомощного младенца,
возьму его с собой и оповещу об этом  повсюду,  чтобы  родители
или  тот,  кто  его  оставил в пещере, могли взять его у меня".
Сказано -- сделано. Но проходили  недели,  проходили  месяцы  и
годы, а никто не являлся за ребенком. Граф дал своему найденышу
во  святом  крещении  имя  Франческо.  Ребенок все рос да рос и
превратился в дивного телом и духом юношу,  которого  бездетный
граф  любил  за его дарования, словно родного сына, вознамерясь
отказать ему все  свое  состояние.  Двадцать  пять  лет  минуло
Франческо,  когда  граф  Филиппе  воспылал  безумной страстью к
девушке из бедной семьи, писаной красавице, и сочетался  с  нею
браком,  хотя  она  была  еще  совсем юной и свежей, а он уже в
весьма преклонных годах. Франческо вскоре загорелся  неодолимым
желанием    овладеть    графиней;    она   была   благочестива,
добродетельна и не хотела  нарушать  клятву  верности,  но  ему
удалось   после   долгой   борьбы  так  опутать  ее  с  помощью
дьявольских чар, что она предалась  греховной  страсти,  --  он
отплатил  своему благодетелю изменой и черной неблагодарностью.
Двое детей, граф Пьетро и графиня Анджола, которых  престарелый
Филиппе  в  неописуемом  отцовском  восторге  прижимал к своему
сердцу, были плодами этого греха, навеки скрытого от него и  от
всего света.

     * * *

     Повинуясь  внутреннему  голосу,  пришел  я  к  моему брату
Зенобьо и сказал: "Я отрекся от престола и, даже если ты умрешь
бездетным раньше меня, останусь лишь художником  и  жизнь  свою
буду  проводить  в смиренных молитвах и занятиях искусством. Но
пусть наша маленькая страна не достанется  чужому  государству:
Франческо,  воспитанник  графа  С., -- мой сын. Это я, спасаясь
бегством, покинул его в пещере, где он был  найден  графом.  На
кубке слоновой кости, стоявшем возле него, вырезан наш герб, но
еще   более   надежное   и   безошибочное   свидетельство   его
принадлежности  к  нашему  роду--  весь  его  облик.  Брат  мой
Зенобьо,  прими этого юношу как родного сына, и да наследует он
престол!"
     Сомнения Зенобьо, действительно ли  Франческо  плод  моего
законного   брака,   были  устранены  скрепленном  папой  актом
усыновления, который мне удалось исхлопотать. И случилось  так,
что  греховная,  прелюбодейная  жизнь  моего  сына окончилась и
вскоре у него родился в законном браке сын, которого он  назвал
Паоло Франческо.
     Греховный  род  и  размножался греховно. Неужели раскаяние
моего сына  не  в  силах  было  искупить  его  преступление?  Я
предстал  перед  ним  как живое воплощение Господнего Страшного
суда, и душа его была для меня ясна и  открыта,  ибо  все,  что
было тайной для целого света, я узнал по внушению духа, который
становился  во  мне  все  сильней  и сильней, возвышая меня над
бушующими волнами жизни, глубины  которых  я  мог  озирать,  не
обретая в них смерти.

     * * *

     Отъезд  Франческо  был  смертельным приговором графине С.,
ибо только теперь в  ней  проснулось  сознание  греха;  она  не
вынесла  борьбы между любовью к преступнику и раскаянием в том,
что она сама содеяла. Граф Филиппе дожил до  девяноста  лет  и,
впав в детство, умер. Его мнимый сын Пьетро отправился со своей
сестрой Анджолой ко двору Франческо, наследовавшему своему дяде
Зенобьо.  Как  раз  в эту пору было ознаменовано блистательными
торжествами обручение  Паоло  Франческо  с  Викторией,  дочерью
герцога М., но, когда Пьетро увидал невесту во всей ее цветущей
красоте,  он  воспылал  к  ней  жгучей  страстью и, пренебрегая
опасностями,    стал    добиваться    благоволения    Виктории.
Посягательства  Пьетро ускользнули от внимания Паоло Франческо,
ибо его самого увлекла пламенная любовь к своей сестре Анджоле,
холодно отвергавшей все его домогательства. Виктория  удалилась
от двора под предлогом, что ей нужно еще до свадьбы исполнить в
тишайшем  уединении  данный ею священный обет. Она возвратилась
лишь через год, как раз  накануне  отложенного  бракосочетания,
после   которого   Пьетро   со  своей  сестрой  Анджолой  хотел
возвратиться в свой родной город... Тем временем  любовь  Паоло
Франческо  к  Анджоле,  все  разгораясь благодаря постоянному и
стойкому  сопротивлению  девушки,  наконец  перешла  в  бешеную
похоть  дикого  зверя,  которую  он  обуздывал  лишь  мечтая  о
наслаждении.
     Случилось так,  что,  намереваясь  осуществить  гнуснейший
замысел, он в самый день свадьбы, идя в брачный покой, проник в
спальню   Анджолы   и  удовлетворил  свою  злодейскую  страсть,
застигнув девушку  в  бессознательном  состоянии,  ибо  на  его
брачном  пиршестве  ей  подсыпали сонного зелья. Когда Анджола,
узнав о том, как с нею поступили, смертельно занемогла, мучимый
угрызениями совести Паоло Франческо  сознался  в  том,  что  он
учинил.  В  порыве пламенного гнева Пьетро хотел было умертвить
предателя, но рука его бессильно опустилась, когда он подумал о
том, что его месть опередила  злодеяние  Паоло  Франческо.  Ибо
маленькая  Джачинта,  герцогиня Б., которую все считали дочерью
сестры Виктории, была в действительности  плодом  тайной  связи
его,  Пьетро,  с  Викторией,  невестой  Паоло Франческо. Пьетро
отправился вместе с Анджолой в Германию, где она  родила  сына;
его  назвали  Францем,  и он получил блестящее воспитание. Ни в
чем не повинная  Анджола  наконец  утешилась,  реже  думала  об
учиненном  над  нею  злодеянии,  а ее красота и грация достигли
высокой степени совершенства. Ее горячо полюбил  герцог  Теодор
фон  В., и она отвечала ему искренней любовью. Вскоре она стала
его супругой, а граф Пьетро как раз  в  это  время  женился  на
немецкой  дворянке,  родившей  ему  дочь,  меж  тем как Анджола
родила герцогу двух сыновей. Хотя совесть благочестивой Анджолы
была чиста, ею овладевало  мрачное  раздумье,  когда  она,  как
ужасное   сновидение,   вспоминала   гнусный   поступок   Паоло
Франческо; ей начинало казаться, что и за  этот  бессознательно
совершенный  грех  она  должна  понести  кару  вкупе  со  своим
потомством. Даже исповедь и полное отпущение грехов не могли ее
успокоить. После долгих мук  она  как  внушение  свыше  приняла
мысль,   что   ей   следует  поведать  обо  всем  супругу.  Она
предвидела, что тяжелой борьбы  ей  будет  стоить  признание  в
надругательстве,  учиненном  над  нею Паоло Франческо, и потому
связала себя  торжественным  обетом  во  что  бы  то  ни  стало
отважиться  на этот тяжкий шаг и действительно его совершила. С
ужасом узнал герцог Теодор о мерзком злодеянии; он был потрясен
до  глубины  души,  и  его  ярость,  казалось,  угрожала  самой
безвинной  супруге.  Ей  пришлось  провести несколько месяцев в
отдаленном замке, а тем временем герцог поборол горькие,  столь
мучительно пережитые им чувства и не только вполне примирился с
супругой,  но  даже  стал заботиться без ее ведома о воспитании
Франца. После смерти герцогской четы одному лишь  графу  Пьетро
да  еще  молодому герцогу Александру фон В. была известна тайна
происхождения Франца. Никто из потомков Художника  не  был  так
похож физически и духовно на Франческо-найденыша, питомца графа
Филиппе, как этот Франц. Это был дивный юноша, с душою высокого
полета,  стремительный  и пламенный в мыслях и делах. О, если б
над ним не тяготели грехи отца, грехи его предка, о, если б  он
мог  противостоять  искушениям  сатаны!  Еще до кончины герцога
Теодора  оба  его  сына,  Александр  и  Иоганн,  отправились  в
прекрасную Италию, но в Риме братья расстались друг с другом, и
не   из-за   какого-то  открытого  разлада,  а  из-за  различия
склонностей и  стремлений.  Александр  прибыл  ко  двору  Паоло
Франческо  и  проникся  такой  любовью  к  его  младшей дочери,
которая была  плодом  союза  Паоло  с  Викторией,  что  задумал
жениться  на ней. Герцог Теодор воспротивился этому намерению с
отвращением, совершенно непонятным  для  принца  Александра,  и
вышло  так,  что лишь после смерти Теодоро принц Александр смог
сочетаться браком с  дочерью  Паоло  Франческо.  Принц  Иоганн,
возвращаясь  на  родину, познакомился со своим братом Францем и
почувствовал к этому юноше, о близком родстве с которым он и не
подозревал, такое расположение, что они стали неразлучны. Франц
как раз и надоумил принца вместо возвращения в резиденцию брата
повернуть вспять в Италию.  Неисповедимому  Року  угодно  было,
чтобы они, принц Иоганн и Франц, увидав Джачинту, дочь Пьетро и
Виктории,   воспылали   к  ней  пламенной  любовью...  Зернышко
злодейства дало росток,  --  кто  сможет  противостоять  напору
темных сил!

     * * *

     Да,  грехи  и  злодеяния  моей юности ужасны, но благодаря
заступничеству Богоматери и святой  Розалии  я  избежал  вечной
погибели, и мне заповедано претерпеть муки проклятия еще здесь,
на  земле,  доколе  не  иссохнет  греховный род и не перестанет
приносить плоды. Еще  владею  я  своими  духовными  силами,  но
тяжесть  земного  уже  гнетет  меня  долу; предчувствую мрачные
тайны  грядущего,  но  обманчивый,  радужный  блеск  жизни  еще
ослепляет   меня,   и   я   не   в  состоянии  удержать  быстро
распадающиеся образы, уловить их сокровенный внутренний смысл!
     Часто замечаю я какие-то нити, которые темные силы  прядут
и  сплетают  во  вред  моему  спасению,  и  я  в  безумии своем
воображаю,  что  вот-вот  схвачу  их  и  разорву,  но  надлежит
смиряться,  надлежит  с  верой и упованием, каясь и сокрушаясь,
терпеть нескончаемые муки, которые мне определены, дабы  я  мог
искупить  свои  злодеяния.  Я  отпугнул было принца и Франца от
Джачинты, но сатана готовит Францу погибель, от которой ему  не
уйти.
     Франц  прибыл  вместе  с принцем во владения графа Пьетро,
жившего там со  своей  супругой  и  дочерью  Аврелией,  которой
только  что  исполнилось пятнадцать лет. И подобно тому как его
преступный отец  Паоло  Франческо  воспылал  при  виде  Анджолы
яростной  страстью,  так  и  в сыне вспыхнул пламень запретного
вожделения, едва он увидел пленительное дитя Аврелию. Благодаря
дьявольскому искусству обольщения, которое было ему присуще, он
так опутал благочестивую, едва расцветавшую  Аврелию,  что  она
всем  сердцем  полюбила  его  и совершила грех прежде даже, чем
мысль о грехе закралась ей  в  душу.  Когда  совершившееся  уже
нельзя было дальше утаивать, он в притворном отчаянии от своего
поступка  бросился  к  ногам ее матери и сознался во всем. Граф
Пьетро, хотя и сам погряз в грехах  и  злодеяниях,  несомненно,
убил бы Франца и Аврелию. А мать лишь дала почувствовать Францу
свой  справедливый  гнев  и,  угрожая  открыть графу Пьетро это
окаянное злодеяние, навсегда прогнала его со  своих  глаз  и  с
глаз  соблазненной  им  дочери.  Графине удалось скрыть дочь от
отца, и та родила в отдаленном краю девочку. Но Франц не  хотел
упускать  Аврелию,  ему  удалось  выведать,  где  она живет, он
устремился к ней и проник в ее покой в  тот  самый  миг,  когда
графиня,  отославшая слуг, сидела у постели дочери и держала на
руках внучку, которой исполнилась всего лишь неделя. В гневе  и
ужасе  вскочила  графиня  при  неожиданном  появлении  злодея и
тотчас велела ему выйти вон.
     -- Прочь... прочь, тебе несдобровать. Граф  Пьетро  знает,
что  ты  натворил,  окаянный!  --  так  вскричала она, стараясь
выгнать Франца и тесня его к двери, а  Францем  вдруг  овладело
сатанинское  бешенство,  он  вырвал  ребенка  у графини из рук,
ударил графиню под сердце кулаком,  да  так,  что  она  рухнула
навзничь,  и  кинулся  бежать.  Когда  Аврелия  после глубокого
обморока пришла в себя, матери ее уже не  было  в  живых,  ибо,
ударившись  об окованный железом ларь, она разбила себе голову.
Франц вздумал убить младенца, он завернул его  в  пеленки  и  в
сумерках благополучно сбежал по лестнице вниз; он уже готов был
выскользнуть  из  дому,  как  ему послышался чей-то плач, глухо
доносившийся  из  комнаты  на   первом   этаже.   Он   невольно
остановился, прислушался и наконец подкрался поближе к комнате.
В  эту  минуту  оттуда  с  плачем  вышла  женщина, в которой он
признал няньку баронессы С., в доме которой жил. Франц спросил,
отчего она так убивается.
     -- Ах, сударь,--ответила женщина,--мне не  миновать  беды:
маленькая Евфимия сию вот минуту сидела у меня на коленях и так
смеялась,  так улыбалась, но вдруг поникла головкой и умерла...
У нее на лбу синяки, и меня обвинят, что я ее уронила!..
     Франц вошел в комнату и, взглянув на мертвое дитя,  понял,
что  судьбе  было угодно сохранить его ребенка, ибо девочка его
была удивительно похожа на мертвую Евфимию. Нянька, быть  может
и  повинная  в  смерти  ребенка,  хотя она это отрицала, притом
подкупленная богатым подарком  Франца,  охотно  согласилась  на
обмен;  Франц  завернул  мертвое  дитя в пеленки и бросил его в
реку.  Дочь  Аврелии  выросла  под  именем  Евфимии  как   дочь
баронессы  фон  С.,  и  тайна ее рождения осталась нераскрытой.
Злосчастная не была таинством крещения принята в  лоно  церкви,
ибо  ребенок,  благодаря смерти которого она осталась жива, уже
был крещен. Спустя несколько лет Аврелия вышла замуж за  барона
Ф.;   двое   детей,  Гермоген  и  Аврелия,  были  плодом  этого
супружества.

     * * *

     Когда принц вместе с Франческо (так называл он  Франца  на
итальянский   лад)  задумал  отправиться  в  резиденцию  своего
брата-герцога,   предвечною   силою   небес   дано   мне   было
присоединиться  к  ним  и  прибыть туда. Я вознамерился могучей
рукой удержать колеблющегося Франческо, когда он слишком близко
подойдет  к  краю  пропасти,  что   разверзалась   перед   ним.
Сумасбродное  желание  бессильного грешника, не взысканного еще
милостью у престола всевышнего!
     Франческо  зарезал  брата,  злодейски   надругавшись   над
Джачинтой!  Сын  Франческо--это  злополучный  мальчик, которого
герцог воспитывает под именем графа Викторина. Франческо-убийца
замыслил жениться  на  благочестивой  сестре  герцогини,  но  я
воспрепятствовал  этому преступлению как раз в ту минуту, когда
оно готово было совершиться пред алтарем.

     * * *

     После  того  как  Франц   бежал,   терзаемый   мыслями   о
совершенном  им  грехе,  ему  пришлось еще пройти через крайнюю
нужду, чтобы  помыслы  его  обратились,  наконец,  к  покаянию.
Сломленный  горем  и  недугами,  скитаясь  по  свету,  зашел он
однажды к жившему в большом достатке земледельцу, и тот радушно
принял  его.  Дочь  хозяина,  благочестивая  кроткая   девушка,
преисполнилась   чудной   любовью   к  незнакомцу  и  заботливо
выхаживала  его,  когда  он  хворал.  И  случилось  так,   что,
выздоровев,  Франческо  ответил  взаимностью  на  ее  любовь, и
священное  таинство  брака  соединило   их.   Благодаря   своим
познаниям   и   уму   Францу   удалось  поднять  и  значительно
приумножить и без того немалое имущество,  оставленное  тестем,
так  что  супруги  вкусили  полную меру земных благ. Но шатко и
тленно счастье не примирившегося с небом грешника. Франц  вновь
впал   в   тягчайшую   нужду,  и  она  оказалась  на  этот  раз
убийственной, ибо он почувствовал,  что  болезненная  дряхлость
снедает его тело и дух. Наконец небо послало ему луч надежды.
     Ему  было  свыше  указано  отправиться паломником к Святой
Липе, и там рождение сына будет для  него  предвестием  милости
Божией.

     * * *

     В  лесу,  что  окружает  обитель  Святой Липы, я подошел к
убитой  горем  матери,  плакавшей  над  новорожденным   и   уже
осиротевшим  мальчиком,  и укреплял ее дух, призывая к упованию
на Бога.
     Дивно  сказывается   милость   Божия   к   этому   дитяти,
родившемуся  в  благословенном  святилище  приснодевы!  Нередко
случается, что младенец Иисус зримо навещает его, дабы заронить
ему в душу искру небесной любви...
     Мать мальчика нарекла его во святом крещении именем  отца,
Франц!
     Суждено  ли  тебе,  рожденный  во святой обители Франциск,
ступив   на   стезю   благочестия,   искупить   грехи    твоего
злокозненного  предка  и  снискать ему покой в могиле? Вдали от
света и его коварных  искушений  мальчик  всецело  обратится  к
горнему  миру.  Он станет служителем господним. Так поведал его
матери святой муж, дивным утешением озаривший и мою душу; и  не
есть ли это--обетование милости, которая уже сказывается на мне
дивным   ясновидением,   вызывая   в  душе  моей  живые  образы
грядущего?
     Вижу, вижу юношу в  смертельной  схватке  с  силами  тьмы,
надвигающимися на него с грозным оружием!
     Он  падает,  но  святая  простирает  над его головой венец
победителя! Сама святая  Розалия  спасает  его!  С  соизволения
Предвечного,  я  буду  бодрствовать  близ  него, отрока, юноши,
зрелого мужа, буду его защищать в меру дарованных мне  сил.  Он
станет, подобно...

     Примечание издателя

     Здесь,   благосклонный   читатель,  выцветшая  от  времени
рукопись маститого Художника  становится  столь  неразборчивой,
что  ничего  более  прочесть в ней нельзя. Обратимся же вновь к
манускрипту достопамятного капуцина Медарда.
 
Главная страница | Далее


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: