Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой . С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С. имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо , реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т. е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С. надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровый симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок, получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения инструментальной группы одного характера с инструментальной группой другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая из allegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В С. только первая и последняя части имеют туже тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С. сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у Бетховена, в его девятой С. С. программной называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр. Пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кроме вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф, Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр. Н. С.
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: