Петр, св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший
огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи,
рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшей
себе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его
"Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был названием камня, на
котором основана церковь (Mф. XVI, 17 - 19). Принадлежа к теснейшему
кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал в
величайшие тайны Своей жизни (например при Преображении), апостол П.,
однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него,
хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь положить за
Него. Зато после этого он "горько плакал" и заслужил прощение от
бесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П.
становится одним из главных вождей христианского общества, и
самоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве от
Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (чрез распят.,
вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится
29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужило исходным пунктом для
развития идеи папства, которое, с течением времени, создаю целую
легенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима и
передал главенство над всею христианскою церковью своим преемникам -
папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших
что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в
течение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненные
хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост.
соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое
учение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемых
в Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба эти
послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола,
выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства, в
противоположность ап. Павлу, как представителю внутренней, идейной
стороны его. Эти особенности послужили для западной протестантской
критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии
первобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; но
это разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время его
начинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшие
комментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у Ланге);
по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме - Lipsius, "Chronologie der
romischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литература
у J. Schmidt, "Petrus in Rom" ( 1879).
А. Л.
В христианской иконографии лику aп. П., как в вост. так и в зап.
церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, более
или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображается
с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви,
вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом
власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в
Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (в
Кенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры для
Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке -
намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св.
П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшим
исследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзовая
статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая - в
Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. по
морю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названием
Navicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождение
апостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах,
распятие его - да-Караваджо [Америги] (картина в Имп. Эрмитаже). Гв.
Рени (картина в ватиканской галерее), Рубенс - на алтарном образе
кельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображен
Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двух
досках (в мюнхенской пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской акд.
худож.), Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу Петру,
во II ст. и позже ставился на ряду с новозаветными книгами. До недавнего
времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых
отрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией, при
раскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Bepхний Египет),
пергаментная рукопись, маленького квадратного формата, заключающая в
себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились
в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимиле
рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можно
отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13
- 19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа о
предстоящем конце мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатью
апостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними из
загробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства и
мук. Пылкая фантастика описания небесного величия и адских мук
свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь,
как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческих
мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое
звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себе
как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем не
менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения,
носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началу
сочинения и составляет, приблизительно, половину его общего объема. С
откровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминает
II-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitrage zur Erklarung der
neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893).
Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковном
употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион антиохийский
(около 200 г.) сначала считал его не опасным, но, при более тщательном
рассмотрении, нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его в
своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное,
за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящее
время, благодаря открытию пергаментной рукописи, предметом тщательного
исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2 - 10; он начинается
сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса
у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П.
явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы
намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти.
Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср.
Harnack, "Bruchstucke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus"
("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von
Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petras" (Лпц., 1893);
Ludemann, в "Theologischen Jahresbericht" (Брауншв., 1894).
|