Постмодернизм
Энциклопедия
Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко

Оглавление
 

САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — жанр художественного модернизма, программно фундированный идеей деструкции произведения, имманентно вытекающей из специфики его конструкции. Идея С.П. восходит к традиции кинетического искусства, в частности — к творчеству Ж.Тингели (см. Кинетическое искусство), широкое распространение получила в рамках авангарда «новой волны» (см. «Новой волны» авангард). Процесс бытия С.П. может быть артикулирован различными способами: 1) как happening (см. Happening), — например, конструкция Ж.Тингели «В знак уважения к Нью-Йорку» (1960), включавшая в себя пятнадцать моторов, функционирование которых должно было привести к ее самоуничтожению, была представлена публике на специальной презентации в парке Музея современного искусства Нью-Йорка, процессуальность которой как семантически, так и темпорально совпадала с процессуальностью существования этого произведения; и 2) как темпорально растянутая процессуальность, не предполагающая перманентного участия в ней субъекта восприятия С.П., — например, «Фонтан» Й.Бекстера, струи которого постепенно размывают его основание, или его же работа в жанре «land-work», непосредственно названная «С.П.» и представляющая собой центрированный вертикальным стержнем почвенный холм, медленно разрушающийся в силу естественных метеорологических процессов (см. «Невозможное искусство»). В силу своей ориентации на С.П. «невозможное искусство» как художественная традиция, культивирующая этот жанр, именуется также как «эфемерным» и «хрупким искусством». Традиция культивации жанра С.П. сыграла не последнюю роль в становлении таких фундаментальных семантических фигур современного вербального творчества, как фигуры «пустого знака» (см. Пустой знак) и «эффекта реальности» (см. Эффект реальности); идея имманентного потенциала деструкции якобы автохтонной для объекта (произведения) структуры выступает одной из необходимых предпосылок для развития деконструктивистской стратегии отношения к тексту (см. Деконструкция), равно как и идея рядоположенности различных по природе элементов работающей конструкции — для развития презумпций ацентризма и интертекстуальной коллажности (см. Ацентризм, Интертекстуальность, Коллаж).

М.А. Можейко
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: