Орлов П.А.
История русской литературы XVIII века
Учебник для университетов

Содержание учебника
Источник

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
Вопросы и задания
1. Сравните ранние варианты сатир Кантемира с окончательным текстом. (Тексты даны в кн.: Кантемир А. Д. Стихотворения. Л., 1956.) Какая редакция кажется вам более совершенной? Докажите свое мнение.
2. Проанализируйте примечания А. Д. Кантемира к сатирам III и VII. Чем была вызвана их необходимость? В какой степени эти комментарии помогли вам понять содержание указанных произведений? Из каких областей знания они почерпнуты?
3. Выпишите вульгаризмы из первых двух сатир Кантемира. Объясните их художественную роль.
4. Определите и объясните позицию Кантемира в вопросе о силлабо-тонической системе русского стиха. Прочтите для этой цели его работу «Письмо Харитона Макентина».
5. Определите жанрово-композиционное своеобразие принципов сатиры Кантемира (двучастное строение вступления, деление текста на отдельные части, соотношение монолога, диалога и авторских примечаний и комментариев).
6. Как решается Кантемиром проблема литературного образа-маски (портретная предметная детализация, речевая характеристика, гипербола, авторская ирония, именование персонажа)?
7. Какое место занимает стихотворная сатира в русской литературе XVIII в.? Установите связь сатир Кантемира, Сумарокова и Капниста в отношении объектов сатирического отображения. Чем они отличаются в жанрово-стилевом отношении?
8. Какова историко-литературная роль статьи Белинского «Кантемир» для анализа закономерностей развития русской литературы XVIII-XIX вв.? Что в ней является, на ваш взгляд, спорным?
9. Как ставится и как решается в современном литературоведении проблема типологии и эволюции русского классицизма?
10. Какое место занимает классицизм среди иных литературных направлений XVIII в.?
11. Чем отличаются исторические причины, способствовавшие появлению русского классицизма, от социальных условий, вызвавших это явление во Франции?
12. В. К. Тредиаковский первый ввел в русскую поэзию силлабо-тонику. Какие преимущества несла в себе эта новая система и в чем ее ограниченность?
13. Тредиаковский распространил новую силлабо-тоническую систему только на длинные стихи — одиннадцати и тринадцатисложные. Что заставило его остановиться в своей реформе на полпути?
14. Сравните первую и вторую редакцию «Оды на сдачу города Гданьска» В. К. Тредиаковского. В чем различие в метрике каждой из редакций? Какой из них вы отдадите предпочтение? Первую редакцию можно найти в «Историко-литературной хрестоматии нового периода русской словесности» А. Галахова (М.; П., 1916. Т. 1. С. 142-143). Вторая представлена в сборнике В. К. Тредиаковского «Стихотворения» (Л., 1935).
15. Какие изменения внес Тредиаковский в стиль «Тилемахиды» в сравнении с произведением Фенелона? (В качестве пособия можно взять книгу А. Н. Соколова «Очерки из истории русской поэзии XVIII и первой половины XIX века». М., 1955).
16. Прочтите восьмую главу «Тилемахиды». С какими политическими событиями в России ассоциируется эта глава?
17. Почему Радищев назвал Тредиаковского дактилохореическим витязем?
18. Обозначьте буквами способ рифмовки в строфах похвальных од Ломоносова.
19. Какую роль играют античные божества и герои в одах Ломоносова? Приведите несколько примеров.
20. Ломоносов в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов» отстаивает право ученых на выдвижение гипотез. В каком стихотворении он продемонстрировал это право?
21. Выделите в трагедии Ломоносова «Тамира и Селим» общественную коллизию пьесы и любовную интригу. Установите связь между ними.
22. Основоположником какого нового поэтического жанра стал Ломоносов в русской литературе? Проследите трансформацию этого жанра у Державина, Капниста, Радищева.
23. В чем заключается историко-литературная роль оды Ломоносова «На взятие Хотина»? Как поэтически осмыслены исторические события, лежащие в ее основе?
24. Что нового внес Ломоносов в теорию русского стиха? Какие из его предложений не получили реализации в его собственной поэтической практике и в дальнейшем развитии русского стиха?
25. Отметьте в стиховедческих трактатах Ломоносова и Тредиаковского полемические разделы. Чем они были вызваны?
26. Выявите стилевые признаки высокого слога в одах Ломоносова на сюжетно-композиционном и лексико-синтаксическом уровне.
27. Каковы особенности построения одического образа и как они связаны со стилистическими возможностями монументальной архитектуры и скульптуры того времени?
28. Как соотносятся автор-повествователь и одические персонажи в общей системе образов?
29. Можно ли проследить в одах Ломоносова единство в изображении пространства и времени?
30. Вскройте символические особенности антитезы «свет — тьма» в одическом творчестве Ломоносова и в его поэмах.
31. Наметьте основные линии, по которым шло развитие оды в литературе XVIII —XIX вв., — от Сумарокова и Державина до Радищева и Пушкина.
32. Сравните стихотворный трактат А. П. Сумарокова «Наставление хотящим быти писателями» с «Искусством поэзии» Буало. В чем своеобразие позиции Сумарокова?
33. Прочтите статью А. П. Сумарокова «Критика на оду» (см.: «Русская литературная критика XVIII века» Сост. В. И. Кулешов. М., 1978. С. 124). Выявите степень убедительности этой критики.
34. Определите на трех-четырех примерах заслуги Сумарокова в области создания русской басни. Для примера можете сравнить их с баснями Тредиаковского «Петух и Жемчужина», «Ворона и Лисица» (см.: Русская поэзия XVIII века, М., 1972. С. 122).
35. Определите общественную позицию Сумарокова на основе его сатиры «О благородстве». С каким произведением Кантемира перекликается это стихотворение?
36. Проанализируйте пьесу А. П. Сумарокова «Синав и Трувор» как образец русской классической трагедии XVIII в.
37. Покажите на конкретных примерах богатство и разнообразие ритмических форм в песнях Сумарокова.
38. Докажите на конкретных примерах влияние пьесы Фонвизина «Бригадир» на комедию Сумарокова «Рогоносец по воображению».
39. Как и в чем сказалось нарушение Сумароковым в трагедии «Дмитрий Самозванец» принципов классицистической драматургии? Почему в ней декларируются разные взгляды на характер и дела Самозванца?
40. Как решается проблема художественного времени в трагедиях классицистов? Каково соотношение сценического и внесценического пространства в драматургической практике Сумарокова?
41. Определите ведущие компоненты структуры классицистической трагедии на основе анализа произведений Сумарокова, Ломоносова и Тредиаковского.
 
 
Главная страница | Далее


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: