С. Г. Лазутин
Поэтика русского фольклора
Учеб. пособие для студентов филологических специальностей

Оглавление
 

2
ЯЗЫК И ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Эпитеты в частушках
Большим недостатком в изучении частушки является отождествление ее поэтики с поэтикой традиционной лирической песни. В 1950 г. Л. С. Шептаев писал: «Вследствие явного соприкосновения с песней частушку пробовали выводить прямо из песни. Еще в наше время не изжит подход, в силу которого частушке приписывается чисто песенная композиция и система образов» [1]. Замечание фольклориста, сделанное тридцать лет тому назад, актуально и сейчас.
Бесспорно то, что в частушках можно найти эпитеты, которые ранее употреблялись и в других жанрах фольклора, особенно в традиционных лирических песнях. Но не они определяют специфику жанра. Главное в уяснении именно специфики жанра частушки.
В связи с этим хочется напомнить одно высказывание К. Маркса, имеющее важное методологическое значение. К. Маркс писал: «Своеобразие каждой сущностной силы — это как раз ее своеобразная сущность, следовательно и своеобразный способ ее опредмечивания, ее предметно-действительного, живого бытия» [2]. Специфика явления составляет его сущность. Для определения сущности, индивидуального своеобразия явления важно не то, что его сближает и объединяет с другими явлениями, а то, что отличает от этих явлений.
В чем же специфика частушечного жанра, которая в значительной мере определяет и специфику ее эпитетов?
Прежде всего следует подчеркнуть, что частушка занимает особое место в русском фольклоре. Возникновение и формирование этого жанра относится ко второй половине XIX в. [3] Если необрядовая традиционная лирическая песня своим рождением, развитием и содержанием была связана с эпохой феодализма, то частушка — с эпохой капитализма.
Являясь самым продуктивным жанром фольклора эпохи капитализма, обладая невиданной доселе быстротой отклика на новые явления жизни, частушка необыкновенно полно отразила жизнь пореформенного периода. Тематика частушек необычайно разнообразна. Однако большая часть имеет бытовое содержание. Но и эта бытовая тематика разрабатывается своеобразно. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках она почти не затрагивается. Частушка — жанр молодежный. Поэтому не удивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
Частушкам присущи все основные качества и признаки фольклорных произведений. Как и в традиционных лирических песнях, в них в их конкретном содержании мы видим сочетание элементов коллективного и индивидуального. Однако в частушках, как в жанре более позднем, в силу определенных исторических причин начало индивидуальное выражено более отчетливо.
Отличаются частушки от народных лирических песен и по своему эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон традиционных лирических песен грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. В них преобладает настроение бодрости, активного жизнеутверждения. С особой яркостью оно проявляется в плясовых, шуточных и юмористических частушках.
Отличается частушка от традиционной лирической песни и по своему художественному методу в ней значительно большее развитие получили тенденции реализма.
Как показал анализ материала [4], отмоченные жанровые особенности получили свое яркое отражение в таком важном стилистическом средстве частушки, каким является эпитет.
Ее преобладающая композиционная форма — монолог. Частушки всегда обращены к определенному слушателю, а исполнение их поочередно несколькими людьми представляет собой своеобразный поэтический разговор. Поэтому совершенно естественно, что в основе языка частушек лежит живая разговорная речь, а отдельные эпитеты представляют собою устойчивые выражения этой разговорной речи. Например: «белый свет» (Е.2819), «далекий путь» (Е.3566), «несчастная жизнь» (Е.2548), «скучное времячко» (Е.508), «дорогой гость» (Е.1838), «веселая гульба» (Е.1859), «проклятая любовь» (Е.2374) и др. Эти эпитеты не выполняют какие-либо особые изобразительные или выразительные функции, а способствуют лишь более ясному выражению той или иной мысли. Например:

Не брани, тятя, за волю,
За веселую гульбу,
Пройдут годы молодые —
Посылай, так не пойду.
(Елеонская, № 832)

В частушках широко используются стилистические традиции фольклора, и особенно народных песен. В них употребляются такие эпитеты традиционных лирических песен, как «красно солнышко» (Е.741), «чистое поле» (Е. 594), «сыра земелька» (Е. 870), «горы крутые» (Е. 2385), «беленький камышек» (Е. 513), «ключевая вода» (С. 2481), «тучка громовая» (Е. 2979), «ночка темная» (С. 2500), «ветры буйные» (Е. 594), «темненький лесочек» Е. 5029), «синее море» (Е. 2807), «частый дождик» (С. 716), «травушка шелковая» (С. 1018), «зеленый сад» (Е. 1391), «зеленый лужок» (Е. 886), «белая береза» (Е. 2401), «горькая осина» (Е. 3081), «серая уточка» (С. 2080), «черный ворон» (Е. 1790), «сизый голубь» (Е. 887), «соловей — вольная пташечка» (Е. 2412) и др. Эти эпитеты нередко способствуют созданию определенных жизненных картин и передают при этом то или иное настроение. Например:

Извини, моя милая,
Что вчерася не пришел:
Только вышел на крылечко —
Частый дождичек пошел.
(Симаков, № 716)

Ты, сударушка, постой
У вересиночки густой;
У беленького камушка
Постой, моя сударушка.
(Елеонская, № 513)

В частушках встречаются также такие традиционные эпитеты, которые служат средством портретных характеристик. Так, о «красной девушке» (Е. 410) говорится, что она «лицебела» (Е. 5233) и «черноброва» (Е. 3350), у нее «румяное лицо» (Е. 3127), «русая коса» (Е. 276), а в этой косе «лента алая» (Е. 805). Примерно таким же в частушках рисуется и портрет молодца. Он «чернобровый» (Е. 771), у него «лицо бело, румяно» (Е. 117), «кудрявые волосы» (Е. 2539), «русые кудерышки» (Е. 1624).
Как видно из цитируемых ниже частушек, «белое лицо», «русые кудри», «косы русые» — выражение народного идеала красоты, символ молодости.

Развеселенький мальчишечка,
Пришли мне письмецо,
Сними русые кудерушки,
Свое белое лицо.
(Елеонская, № 1624) 

Покрасуйся, ала ленточка,
Во русой во косе;
Остатьне летечко гуляю
На родимой стороне.
(Елеонская, № 276)

Приводимые выше эпитеты «чистое поле», «синее море», «зеленый лужок», «черные брови», «русая коса», «лента алая» и др. — изобразительные. Однако следует подчеркнуть, что частушка унаследовала от традиционной лирической песни больше эпитетов не изобразительных, а выразительных («милый дружок», «родная матушка», «дорогая подруженька» и др.). Это объясняется жанровой природой частушки.
Частушка, как и традиционная лирическая песня, относится к лирическому роду поэзии. Ее главное назначение не в описании каких-либо фактов и событий, не в изображении тех или иных жизненных явлений, а в выражении определенного отношения к этим явлениям, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Короткая четырехстрочная песенка не рисует события в протяженности времени. «Частушка, — писал известный собиратель ее В. Симаков, — выражает один момент, одно мимолетное переживание человеком в данную минуту» [5].
Различные стилистические средства в частушке выполняют, конечно, и определенные изобразительные функции, но их главная роль — эмоционально-выразительная. Именно поэтому в частушку перешло большое количество эмоционально-выразительных эпитетов традиционных лирических песен. Назовем лишь некоторые из них: «родимая сторона» (С. 1889), «дорогие родители» (Е. 534), «милые родители» (С. 2155)., «родимый батюшка» (С. 2197), «родима маменька» (Е. 1997;, «маменька родная» (С. 472), подружка «милая» (С. 2589), «любимая» (С. 2623), «задушевная» (С. 2602), «сиротинка горькая» (Е. 2047), «чужой край» (С. 1454), «чужая сторона» (С. 2152), «чужа дальня сторона» (Е. 601), «чужи люди» (С. 2144), «свекровь злая» (С. 1990), «злые золовки» (С. 1671), «несчастная судьба» (Е. 2745), «большое горюшко» (Е. 3046), «горючие слезы» (С. 2149), «слезы горькие» (С. 215).
Приведенные эпитеты способствуют выражению самых различных эмоций. Продолжая традиции старинных народных лирических песен, они в подавляющем большинстве случаев выражают в частушках настроения тоски, горя и печали, например:

Встань-ка, маменька, поране,
Да послушай по заре,
Как я плачу и рыдаю
На чужой на стороне.
(Симаков, V 2152)

Милые родители
Девушку обидели,
Покинули, оставили,
В работницы поставили.
 (Симаков, 2155)

Таким образом, можно заключить, что в частушки перешло немало эпитетов из традиционных лирических песен. Идейно-художественные функции их довольно значительны. Нередко образы, выраженные традиционными эпитетами, имеют в частушках символическое значение. Причем значение подобных эпитетов в частушках аналогично их значению в традиционных лирических песнях. Например:

Красно солнышко высоко
Правой ручкой не достать,
Мой сердечный друг далеко,
Не с кем весточку послать.
(Елеонская, № 741)

Выйду, выйду в чисто поле,
Посмотрю в такую даль.
Ветры буйные сказали:
«Дролечку не ожидай».
(Елеонская, № 594)

В приведенных примерах «красное солнышко» является символом молодца — «сердечна друга», а «чистое поле» и «буйные ветры» — символом тоски и печали. А вот еще частушки с эпитетами символического значения:

На машинушку садился,
Сизым голубем вился,
С родной матушкой простился.
Слезами горькими залился.
(Елеонская, № 887)

Сера уточка летела,
В косогоре крякала;
Проводила я милого —
Три недели плакала.
(Симаков, № 2080)

Здесь «сизый голубь» является символом молодца, а «сера уточка» — символом девушки.
Итак, символы в частушках встречаются. Однако не стоит преувеличивать их значения в частушках, как это делают некоторые исследователи. Прежде всего заметим, что очень часто традиционные поэтические образы утрачивают в частушке свой былой символический смысл. Так, например, если в традиционной лирической песне зеленый виноград всегда выступал в качестве символа молодца, то в частушке можно найти выражение «ветки виноградные — девчонки ненаглядные» (Е. 1182). Если в традиционной народной лирике «белая лебедь» всегда символ девушки, то в частушке встретим: «миленочек белый лебедь» (С. 2034). Если в традиционной песне зеленые растения (трава, цветы, кусты и деревья) всегда являлись символом любви, радости и веселья, то в частушке «зеленые цветы» могут иметь совершенно иное эмоциональное звучание. Девушка-сирота с горечью поет:

«Я и по кладбищу ходила
По зеленыим цветам,
Свою родимую будила
Со горючиим слезам».
(Елеонская, № 2061)

Здесь «зеленые цветы» употребляются не в символическом, а в их реальном, жизненном значении.
Можно было бы привести множество других примеров, подтверждающих положение о разрушении символики в частушке. Но в этом нет необходимости. Это общеизвестно. Главное заключается не в том, что традиционная символика в частушке нередко нарушается, а в том, что в ней символика вообще малоупотребительна, так как она находится в противоречии с художественным методом частушки. Об этом следует сказать несколько подробнее.
Художественный метод частушек в известном смысле противоположен художественному методу традиционной лирической песни. Реалистические тенденции, конечно, можно отметить и в традиционных песнях. Однако в их подавляющем большинстве сильно дает о себе знать и символическая поэтическая условность. Она проявляется как в системе образов, так и в характере разрабатываемых сюжетных мотивов песен. Что же касается частушки, то она, как мы видели, тоже может использовать символико-поэтическую образность, но при этом часто нарушая каноническое условное значение ее, стремясь перевести ее в реальный жизненный план. Большинство же частушек совершенно лишено какой-либо условной символической образности. В них, как правило, жизненное содержание, реальные человеческие эмоции правдиво раскрываются с помощью всевозможных деталей реальной жизненной обстановки, в реалистических образах. История формирования жанра частушки, по справедливому заключению Л. С. Шептаева, — «это история большой борьбы за реальную человеческую эмоцию, за непосредственность, за живой образ человека в искусстве» [6]. «...Реалистическая направленность, — писал Л. С. Шептаев в другой работе, — то принципиально новое качество, в силу которого частушка и противопоставляется старинной протяжной песне» [7]. Многие частушки представляют собой образцы реалистического искусства [8].
Реалистические тенденции в частушке в известной мере проявились в индивидуализации выводимых ею образов. Если в традиционных лирических песнях на тему любви мы имеем дело с до предела обобщенными образами «доброго молодца» и «красной девицы», то в частушках перед нами выступает множество довольно индивидуализированных образов парней и девушек.
Это качество частушек отразилось и на их эпитетах. И прежде всего на их функциях портретной характеристики героев. Мир любовных частушек — это мир молодых людей (юношей и девушек), по-разному одетых и очень не похожих друг на друга. В частушках рисуется не только образ девушки, имеющей «русую косу» (Е. 276), но и модницы, у которой или «голова хохлатая» (С. 1216), или «под польку волосы» (Е. 4869). Об одной девушке сообщается, что у нее «голубые глазеночки» (Е. 4690), о другой, что у нее «глазки серые, веселые» (С. 487). Третья выделяется из толпы девушек тем, что у нее «нежный голосок» (Е. 191) и т. д.
Особенно разнообразно одеяние девушек. Частушка отмечает, что у одной девушки «платьице бумазейно» (С. 1210), у другой — «платье кашемирово» (С. 1322), у третьей — «платье сизоватое» (Е. 549). В одеянии и украшениях девушки отмечается то, что ее выделяет, отличает от других. Отсюда эпитеты «полушалок голубой» (Е. 375), «калоши новые» (С. 1260), туфли — «высокие каблуки» (Е. 429), жакет «на барашковом меху» (С. 2680), «платочек белый, белорозовый, каемка под кумач» (Е. 640), «серьги новые» (С. 1303) и т. д. Вот портреты деревенских модниц:

У моей у миленькой,
Супостаточка модна,
Сарафанчик беленькой,
Гребенкам утыкается.
(Симаков, № 1254)

Кофточка люстринова,
На высоких каблуках
Рубашка белрентинова.
Холит, вытягается.
(Симаков, № 824)

Не менее индивидуализирован в частушках и портрет молодца. Юноши могут быть в частушках не только «чернобровыми» (Е. 771), но и «белокурыми» (Е. 5576). У одного из них «глазки серые» (Е. 1648), у другого — «завлекательные» (Е. 1731) и т. д.
Портреты молодцев создаются в частушках девушками, поэтому неудивительно такое большое внимание к их одежде. Частушка констатирует, что один юноша был в белой рубашке (Е. 562), другой — в кремовой, а третий — в голубой (Е. 4317). Одна девушка приманивает милого тем, что обещает ему купить «рубашку коленкорову» (С. 688), другая открыто признается, что она полюбила Васю «за уважу, за бурдовую рубашку, за косой за вороток» (Е. 630).
Создавая портрет молодца, девушка тем самым выражает свое отношение к любимому. Так, в одной частушке девушка жалеет о том, что у ее милого «пальтишко худое, драпово (и то сказали братово)» (С. 1165). В другой частушке рассказывается о том, что «дроля» в «серой троечке». Но девушка мечтает о том, чтобы у него был «синий пиджачок» (Е. 26). Девушка говорит, что она будет выбирать себе милого только из тех парней, которые «при часах, при смазных сапогах» (С. 1289).
Девушка с гордостью сообщает о своем милом, когда он или «в дипломате» (С. 1265), или «в новом пиджаке» (С. 1216), или когда у него «новое пальто, на груди цепочка» (С. 1264), есть «карманные часы» (С. 1262) и т. д.
Иногда вся частушка посвящена созданию внешнего портрета героя. Например:

Лакированы сапожки
У дроли моего,
На руках тальянка новая
И в талию пальто.
(Симаков, № 1268)

Миленький, усатенький,
В рубашке полосатенькой,
Рубашка шита по канве,
Зачем ты ходишь не ко мне.
(Елеонская, № 1823)

Приведенные примеры показывают, что в частушечных портретах молодца и девушки, с одной стороны, отчетливо проявляется реалистическая тенденция, а с другой — обнаруживаются моменты идеализации. Однако частушки знают и иной пафос в создании портретов. Приведу примеры юмористических портретов:

Вот, подружка, вижу я,
Парочка идет тропой,
Твой горбатый, мой кривой,
Что же делать нам с тобой?
Побежим скорей домой.
Долгозубая свекровушка
Сидела за трубой.
Ноги долги, нос кривой.
Сидит, натаптыват ногой.
(Елеонская, № 2632)

Приведенные примеры убеждают в том, что с помощью всевозможных новых эпитетов в частушках создается множество довольно индивидуализированных внешних портретов. Но дело не только и не столько во внешних портретах. Более существенно то, что эпитеты в частушках нередко способствуют созданию достаточно индивидуализированных внутренних портретов. При помощи выразительных эпитетов в частушках даются яркие эмоциональные характеристики девушки и молодца, раскрывается самая разнообразная гамма их отношений.
Остановимся вначале на эпитетах, которыми наделяется в частушках молодец. О своем любимом девушка говорит: «милый» (Е. 5311), «миленький» (Е. 5810), «сердечный» (Е. 3494), «дорогой» (Е. 1685), «любезный» (Е. 449), «уважительный» (Е. 3479), «завлекательный» (Е. 533) и т. д. Эти эпитеты с разнообразием оттенков передают чувства любви и ласки.
Особенность стиля частушки состоит в том, что в них довольно часто в качестве эпитетов выступают существительные-приложения. Вот пример частушек с такими эпитетами:

Милый — ландышек душистый,
Милый — цветик у ручья.
Милый — сизый голубочек,
Ах, как я люблю тебя!
(Елеонская, № 2942)

Ах, ты, милая браслетка,
Ангел, душечка моя,
Шоколадная конфетка.
Ах, как я люблю тебя!
(Елеонская, № 2841)

Приведенные и подобные им эпитеты также служат в частушках средством выражения любви, нежности и ласки.
Однако при помощи эпитетов могут выражаться и совершенно иные чувства и эмоции. Многие эпитеты, характеризующие ухажера, — юмористические или откровенно сатирические. Например: «глупенький миленочек» (С. 1120), «милый бестолковый» (Е. 4247), «форсун проклятый» (С. 992). О миленке говорится, что он «бахвал» (Е. 2830), «насмешник» (Е. 3939), «бессовестный» (С. 1557), «чистый сатана» (Е. 4978). Отдельные эпитеты даже приближаются к бранным словам и выражениям. Например, о недостойном ухажоре говорится, что он «распроклятая холера» (Е. 258), «чорт пузатый» (С. 1693), «дрянь» (Е. 3104) и т. п.
В известном смысле создается комическая ситуация, когда миленок охарактеризован в частушке двумя противоположными по смыслу эпитетами. Например: «милый окаянный» (Е. 5311), «сатана-миленочек» (Е. 2940), «плут-кровиночка» (С. 3025), «ты прияточка, прияточка, расподлая душа» (С. 651). Однако реальное смысловое значение в таких случаях имеет только один (отрицательный) эпитет. Вот характерные примеры:

Дролечка безсовестный
Подговаривал весной;
Теперь осень настает,
Дроля вовсе отстает.
(«Симаков, № 704)

Ты, цветок, нечистый дух,
Зачем думаешь о двух?
Думал о той и о другой
Теперь не будет никакой.
(Симаков, № 674)

Не менее разнообразны и оригинальны в частушках также и эпитеты, которые употребляет молодец, характеризуя девушку. В этих эпитетах необычайно отчетливо говорится как об особенностях характера той или иной девушки, так и об отношении к ней миленка. Например, самые нежные чувства любви выражаются к девушке посредством таких эпитетов, как «милая», «желанная» (Е. 6016), «сладкая», «медовая» (Е. 1842), «розовый цветок» (Е. 5775) и др.
Нередко при помощи эпитетов дается очень точное определение характера девушки, особенностей ее поведения: «девушка отчаянная» (С. 2681), «милашка, буйный ветер» (С. 2809), «милашечка форсистая» (Е. 181), «бойкая» (С. 1751), «разговористая» (С. 109), «разбедовая» (С. 311), «вороватая» (С.1793), «грамотея» (Е. 6008), «работячка» (Е. 30), «удумница» (т. е. выдумщица. — Е. 2135) и т. д. А вот сатирические эпитеты в адрес отдельных девушек: «бестолковая» (С. 1227), «гульливая» (С. 1087), «лиходейка» (Е. 2891), «шельма» (С. 300).
Довольно большим разнообразием отличаются в частушке также эпитеты, относящиеся и к другим образам. Так, например, девушка свою подружку называет и традиционными песенными эпитетами: «милая подружка» (С. 2587), «любимая подружка» (С. 2623), «задушевная подружка» (С. 2602), и эпитетами новыми: «хитренькая подружка» (Е. 323), «тайная советница» (Е. 5853), «прияточка фартовая» (С. 807), «подружка злая» (С. 852), «грубияночка» (Е. 5955), «супостаточка» и т. д.
Особенно интересным представляется рассмотрение эпитетов частушки, которые связаны с характеристикой родителей деревенской молодежи. В них наглядно отражаются те изменения, которые произошли в психологии и мировоззрении крестьянства (особенно молодежи) в конце XIX — начале XX в. Как известно, патриархальные отношения в крестьянской семье довольно стойко удерживались в России и в эпоху капитализма. Родители и в это время нередко выдавали дочь замуж без ее согласия за нелюбимого. Нередко девушки это положение считали естественным, узаконенным вековыми патриархальными нормами. И поэтому, даже говоря о притеснении родителями, они продолжают называть их, по патриархальной традиции, «матушка родимая» (Е. 343), «мамаша, золотце» (С. 1424), «папаша, золотце» (С. 1345), «дорогие родители» (G. 1376), «милые родители» (С. 2155) и т. д. Приведем примеры:

Ты, мамаша, золотцо,
Не брани за молодца;
Ты не сто рублей получишь,
А меня с милым разлучишь.
(Симаков, V, 1424)

Дорогие родители,
Счастье отнимаете:
Хотел милочка посватать,
Вы не дозволяете.
(Симаков, № 1376)

Но в деревне в то же время росла молодежь, которая порывала с патриархальными нормами. Юноши и девушки стремились устроить свою личную жизнь не по указке родителей, а самостоятельно. Они все смелее и смелее борются с притеснением родителей. Ярким показателем этого являются эпитеты, встречающиеся в частушках. Родители, не понимающие любви своих детей, называются в частушках «беспонятными» (С. 1340), «глупыми» (С. 1415),«безумными» (С. 1321). Родители, не разрешившие дочери выйти замуж за любимого, «погубившие»ее личную жизнь, образно называются в частушках«родителями-губителями», «зарезниками» и т. п.

Вы, родители-губители,
Зарезники мои:
Меня без ножика зарезали —
С любым поразвели.
(Симаков, № 1380)

Вы, родители-губители,
Губительница мать!
За кого желалось замуж,
Не сумели дочь отдать.
(Симаков, № 1379)

Мать, выдавшую свою дочь замуж очень молодой, и, очевидно, за нелюбимого, дочь называет «проклятой» (Е. 281).
Во всем этом отчетливо проявляются черты реализма в изображении народной жизни.
Реалистическая тенденция наиболее полного и детального отражения жизни сказалась также и на эпитетах, характеризующих природу. Прежде всего поражает большое разнообразие «пейзажных» эпитетов. В частушках не только употребляются традиционные фольклорные эпитеты «крутые горы» (Е. 2385) и «темненький лесок» (Е. 5025), но также новые эпитеты: горы «отлогие» (Е. 2385), «каменистые» (Е. 2710), лесок «реденький» (Е. 1214) и «малиновый» (Е. 785). Вместо почти утратившего свое реальное значение традиционного фольклорного эпитета «добрый конь» в частушках находим эпитеты: «серый конь» (Е. 445), «сизогривый конь» (С. 963), «лошадь сивая» (С. 2435), «лошадь белогривая» (С. 965). Вместо эпитета «широкая дорожка» находим эпитеты: «дорожка столбовая» (С. 2352), «дорожка лесовая» (Е. 3505), «пешеходная дорожка» (С. 397), «узенькая дорожка» (Е. 1227) и «незнакомая дороженька» (Е. 2601). Вместо «ракитового куста» — «куст ореховый» (Е. 716), «куст малиновый» (С. 2042), «вересовые кусточки» (Е. 699) и т. д.
Новые пейзажные эпитеты в сочетании с другими новыми эпитетами создают в частушках свежие поэтические картины. Например:

Горы, долы, лес густой,
Мой миленок холостой.
Горы, долы каменисты,
Мой миленок гармонистый.
(Елеонская, № 5710)

Пойду на ручей бегучий,
Где холодная вода:
Не придет ли мой хороший
Поить серого коня?
(Елеонская, № 445)

Многие эпитеты в частушках служат характеристике различных явлений быта. Особое внимание частушка уделяет новому в быту. Выше мы приводили немало примеров, характеризующих новую одежду молодежи. Частушка отметила также появление и таких предметов, как «прянички сахарные» (С. 1143), «папиросочка с духами» (С. 746), «чашечки хрустальные» (С. 2022) и др.
Особенно много было сложено частушек о получившей широкое распространение в пореформенной деревне гармонии-тальянке. Она имеет в частушках детальное описание и настоящую поэтизацию: «милая гармония» (С. 2280), «гармонь беломехая» (С. 21), «гармоника, серебряные мехи» (Е. 388), «золотистая гармонь» (Е. 4404), «гармошка-матушка» (Е. 2423), тальянка «веселая» (Е. 2955), «тальянка, синий мех» (Е. 769), тальянка «черномехая» (Е. 720) и т. д.

Ты играй, тальяночка,
Слушай, милка Аночка,
Ты играй, веселая,
Слушай, чернобровая.
(Елеонская, № 2955)

У тальянки медны планки,
Золотые голоса;
По бульвару милый ходит —
Завитые волоса.
(Елеонская, № 3145)

В приведенных примерах, как во всех других частушках, тальянка (гармонь) не имеет никакого символического значения. Частушки построены по принципу не символического, а логического, свободно-поэтического параллелизма [9].
В заключение следует отметить, что частушечные эпитеты по выражаемым мыслям и чувствам, а также по запечатленному ими характеру поэтического мышления и методу художественного творчества в сравнении с былинами и традиционными песнями свидетельствуют о последующей ступени в развитии народной поэзии. Они великолепно подтверждают положение А. Н. Веселовского о том, что «история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании... И не только стиля, но и поэтического сознания от его физиологических и антропологических начал и их выражений в слове — до их закрепощения в ряды формул, наполняющихся содержанием очередных общественных миросозерцании» [10].
Как показывает исследование, частушечные эпитеты отличаются ярким жанровым своеобразием. Особенности эпитетов частушки, во-первых, выражаются в том, что они охватывают, характеризуют более широкий круг явлений (в значительной степени новых), чем более древние песенные жанры фольклора — былины и традиционные песни. Во-вторых, в частушечных эпитетах отразились те сдвиги, которые произошли в крестьянском мировоззрении в эпоху капитализма. В-третьих, в частушечных эпитетах с наибольшей силой, чем в других жанрах фольклора, проявились реалистические тенденции в развитии фольклора.


[1] Шептаев Л. С. Русская частушка. — В сб.: Русская частушка. Библиотека поэта. Малая серия. 2-е изд. Л., 1950, с. 12.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 121.
[3] См.: Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.
[4] См.: Симаков В. И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913; Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек. М., 1914. Далее в тексте: Симаков, №; Елеонская, №, или С. №, Е. №.
[5] Симаков В. И. Несколько слов о деревенских припевках и частушках, Спб., 1913, с. 11.
[6] Шетпаев Л. Советская частушка. — В кн.: Советский фольклор. Л., 1939, с. 264.
[7] Шептаев Л. Русская частушка. — В сб.: Русская частушка. Библиотека поэта. Малая серия. 2-е изд. Л., 1950, с. 13.
[8] Говоря о реализме частушек, следует иметь в виду весьма специфический характер его. См. об этом: Гусев В. Е. О художественном методе народной поэзии. — В кн.: Русский фольклор. М.-Л., 1960, вып. 5, с. 51-52.
[9] См.: Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960, с. 119-121
[10] Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940, с. 73.
 
Главная страница | Далее


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: