Василий Андреевич Жуковский 1783 – 1852
Двенадцать спящих дев — Старинная повесть
в двух балладах (ч. 1 – 1810; ч. 2 – 1814–1817)
Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, «воздушной подруге
юных дней», чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье.
Баллада первая. Громобой
В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он
клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов
свести счеты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство,
веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает
Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя
в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает договор, получает
кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел
в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать
дев, не смущаясь их мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою
незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные
заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих
душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний
день дарованной Громобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения
у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их
невинной молитвой купить свое прощение. И дочери кротко молятся о нем, но
с наступлением ночи засыпают.
В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является
бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его
душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид
спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить
дочерними душами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему безднами,
Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему
дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое
ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой,
вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам
и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них
святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою
молится Громобой, отягченный веригами.
Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не
в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости
и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со
стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли.
С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий
ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается
к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон.
Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто
он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою
следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени
и треске является бес. Однако вид старца смущает его, он требует своей добычи,
но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто
чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет
снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их
отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения
своих чад.
С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после
погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают
гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах,
и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные
места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы
тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает
и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет,
нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок
искупления неизвестен.
Баллада вторая. Вадим
Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и мужеством, проводит
время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою. Однажды он видит
сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом,
сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик.
Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым. В то же
мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покрывалом, а на челе лежит
благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит
звон колокольчика. Вокруг привычная картина: катящий воды Волхов, широкий
луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает. Три раза сряду он видит
тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителями и
садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг,
не разбирая пути.
Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же приходится заночевать
в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает
широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес.
Ему приходится пробивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше
в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается
напролом и, достигнув поляны, видит могучего великана с красавицей на руках.
Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженный
враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского
князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви православной»)
и послал гонца, дабы похитить ее. Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и
нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес.
Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается
невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит
нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает
мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу,
он выжимает влагу из златых кудрей княжны и согревает ее трепещущие перси
своим дыханием.
Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запечатлевает на устах
ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится
ему чей-то незримый полет, чей-то печальный вздох. Княжна засыпает на его
руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит
сокрушенный печалью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий
избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжною, и ликующий
князь награждает его.
Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенный неутихаемым
звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой
(«Вадим к нему <...> К Вадиму он...»). Ладья несет его все быстрее,
вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет,
— и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взбирается
на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни
в той стране / От века не бывало»); при вышедшей луне он видит древний храм
на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень
с покосившимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается
привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет меж
обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой
оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны
слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены
слышится знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным покровом,
идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна
спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный
ожидания. И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя — и покрывало
слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись...
о вещий, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест,
храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит
венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет
их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит
лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на
месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел инокинь,
дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»:
слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся
девы.
Е. В. Харитонова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|