Александр
Фомич Вельтман 1800 – 1870
Странник
— Роман-путешествие (1831 – 1832)
Литературное путешествие по
своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения
(воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное
путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии, Молдавии, Валехии, Добрудже
за годы почти десятилетней службы, и русско-турецкая кампания 1828 г. Но,
с другой стороны, путешествие героя — воображаемое путешествие по карте: «возьмите
Европу за концы и разложите на стол»; автор странствует, «не сходя с покойного
своего дивана».
Читателю не дают утвердиться
на какой-либо одной точке зрения: ему толкуют о карте и диване, но описания
местности, обычаев и проч. так подробны, что никак не согласуются с путешествием
воображаемым — например, описания монастыря Городище, вырубленного в скале
над Днестром, молдавских танцев, птиц на гнилом озере под Кишиневом, гуляний
в Яссах (модные дамские уборы, как и пиры — излюбленная тема для свободной
и подчеркнуто бессвязной романтической «болтовни»). Говорить об известных
достопримечательностях автор избегает — боится быть банальным. Согласно общему
принципу стилистической «пестроты» «Странника», описания в нем могут быть
и стихотворными (особенно часто так описывается подчеркнуто «низкий» быт —
например клячи, тащившие венскую коляску (гл. 47), разговор (на разных языках!)
в бухарестской гостинице со слугами и торговцами (гл. 157), похожий на отрывок
из комедии, или же подчеркнуто сухими, как справка: «Кстати о р. Прут. Волны
ее родятся в горах Карпатских, гибнут в Дунае. Вообще ширина реки от 5 до
10 сажен. Вода от быстроты мутна, но здорова и имеет свойство минеральных
крепительных вод».
Автора мучит сознание, что
«все уже выдумано, все сказано, все написано (гл. 171), поэтому возможно только
по-своему тасовать — как в калейдоскопе — придуманное до тебя другими». «Странник»
разбит на 3 части, 45 «дней», 325 глав (образцы самых коротких глав: «CXLI:
Нет ее»; «Не сердитесь же, что в этой главе не слышен вам скрып моего пера.
Это пауза. Здесь мысль моя выражена молчанием» (гл. 304); такая «дробность»
позволяет внезапно переходить от одной темы и интонации к другой. Вообще Вельтман
всячески подчеркивает импульсивность, произвольность и даже «случайность»
своего творчества, принципиальную незавершенность романа («заглавие оторвано,
начала нет»); стирается разница между беловиком и черновиком («далее стерлось»;
«пример здесь был; но я половину примера стер, а другую выскоблил. Мне не
понравился он по своей обыкновенности...»).
В романах повествование нередко
прерывается вставными новеллами; в «Страннике» основной текст, почти насквозь
ироничный, прерывается драматическими поэмами, написанными очень патетичной
ритмизованной прозой, — поэмой об Овидии и императоре Августе (гл. 290) и
«Эскандером»; Эскандер — свободолюбивый герой: «Мне душно под небом! <...>
и небо стесняет дыханье; его бы я сбросил с себя, чтобы вольно вздохнуть в
беспредельном пространстве!..»; Эскандеру дует сам Юпитер («Юпитер! <...>
и ты знаешь зависть <...> к счастливцу!..»); губит же героя любовь к
демонической деве.
Кроме того, игровое путешествие
перебивается лирическими стихами о любви; за демонстративно бессвязной болтовней
«Странника» прячется второй план романа: драматическая история любви автора
к замужней женщине; эта история должна восстанавливаться читателем по крупицам.
В третьей части лирика в стихах
и прозе, вполне серьезные рассуждения автора о смысле жизни, счастье и проч.
уже заметно оттесняют игровое начало, «Странник» почти превращается в лирический
дневник — и вдруг кончается внезапно для читателя, по прихоти автора прерванный
почти на полуслове.
Г. В. Зыкова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|