Лев
Николаевич Толстой 1828 – 1910
Хаджи-Мурат
— Повесть (1896 – 1904, опубл. 1912)
В холодный ноябрьский вечер
1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский
аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний
приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба, В эту же ночь из русской
крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой
караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев,
вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные деньги, и в который
раз рассказывает, что пошел в солдаты по просьбе матери, вместо семейного
брата.
На этот караул выходят посланники
Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, веселый Авдеев
расспрашивает об их женах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой,
гололобые ребята хорошие».
Полковой командир Куринского
полка, сын главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живет в одном
из лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской
красавицей, и ее маленьким сыном от первого брака. Несмотря на то что жизнь
князя поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью, супругам
Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения. Известие о выходе
Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с полковыми офицерами.
Этой же ночью жители аула
Махкет, для очистки себя перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь,
тот прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды
— аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит
князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу
против Шамиля. Он, как всегда, верит в свое счастье и в то, что на этот раз
все удается ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник Хан-Магома
сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя.
Рано утром две роты Куринского
полка выходят на рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю
смерть в бою генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего
— окончания человеческой жизни и возвращения ее к тому источнику, из которого
она вышла, — а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время выхода
Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят веселого
солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить письмо матери
о том, что жена его ушла из дому. Всех русских, впервые видящих «страшного
горца», поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного достоинства
и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих.
Прием князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем ожидал
Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы его отправили
к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в Тифлис.
Во время встречи в Тифлисе
Воронцов-отец прекрасно понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата,
потому что тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь
покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый
князь видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем противоположное
своему пониманию — то, что необходимо для успеха переговоров. Хаджи-Мурат
уверяет, что будет верно служить русскому царю, чтобы отомстить Шамилю, и
ручается, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого надо,
чтобы русские выкупили из плена семью Хаджи-Мурата, Главнокомандующий обещает
подумать об этом.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе,
посещает театр и бал, все более отвергая в душе образ жизни русских. Он рассказывает
приставленному к нему адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей жизни
и вражды с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств, совершаемых
по закону кровной мести и по праву сильного. Лорис-Меликов наблюдает и за
мюридами Хаджи-Мурата. Один из них, Гамзало, продолжает считать Шамиля святым
и ненавидит всех русских. Другой, Хан-Магома, вышел к русским только из-за
того, что легко играет своею и чужими жизнями; так же легко он может в любой
момент вернуться к Шамилю. Элдар и Ханефи без рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.
Пока Хаджи-Мурат находится
в Тифлисе, по распоряжению императора Николая I в
январе 1852 г. предпринимается набег в Чечню. В нем принимает участие и недавно
перешедший из гвардии молодой офицер Бутлер. Он ушел из гвардии из-за карточного
проигрыша и радуется теперь хорошей, молодецкой жизни на Кавказе, стараясь
сохранить свое поэтическое представление о войне. Во время набега разорен
аул Махкет, штыком в спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и
фонтан. Видя все это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а только
гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или ядовитых пауков.
Жители аула просят Шамиля о помощи,
Хаджи-Мурат переезжает в крепость
Грозную. Здесь ему позволяют иметь сношения с горцами через лазутчиков, но
он не может выезжать из крепости иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится
в это время под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей участи.
Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до праздника байрама,
в противном случае угрожает отдать мать его, старуху Патимат, по аулам и ослепить
любимого сына Юсуфа.
Неделю Хаджи-Мурат живет в
крепости, в доме майора Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается
уважением к Хаджи-Мурату, чье обхождение заметно отличается от грубости и
пьянства, принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом
завязывается дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской
жизни», ощутимая в горских песнях, которые поет Ханефи. Особенно поражает
русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата — о неотвратимости кровной мести.
Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает
попытку кровной мести ему самому со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана,
Переговоры о выкупе семьи,
которые Хаджи-Мурат ведет в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис,
затем переезжает в небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все
же вырвать семью у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает
пять золотых в день. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать
его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни.
Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает
бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить
семью.
Во время верховой прогулки
Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков.
Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему
не удается верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает
его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен. Последние воспоминания о
семье пробегают в его воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается
он до последнего дыхания.
Отсеченную от изуродованного
тела голову Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру
и Марье Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют
детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью
«живорезов», убивших ее недавнего постояльца и не предавших его тело земле.
История Хаджи-Мурата, присущие
ему сила жизни и несгибаемость вспоминаются при взгляде на цветок репейника,
в полном цвету раздавленный людьми посреди вспаханного поля.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|