Александр Васильевич Сухово-Кобылин 1817 –
1903
Картины прошедшего — Драматургическая трилогия
(1852 – 1869, опубл. 1869)
Свадьба Кречинского — Комедия в трех действиях
(1852 – 1854, опубл. 1856)
Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское
хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой
Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии
и аж полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное.
Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских
щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку
надо показывать свету, звать в дом гостей: «без расходов девочку замуж не
отдашь». Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно.
Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу
она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кречинским. И он — ах, Боже
правый! — сделал ей предложение. Но вот что досадно — раздумывать нет времени!
Ответ нужно дать незамедлительно. «Мишель» не сегодня завтра уезжает из Москвы
и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».
Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо
знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский — фигура в высшей степени
загадочная. Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного,
хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума.
Ему — под сорок. Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует. Превосходно
говорит по-французски. У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется,
есть и имение где-то в Симбирской губернии... А какие у него аристократические
манеры! Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем —
ведь вот как прелестно «обделал» он Лидочкин солитер (крупный бриллиант),
то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели...
Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского?
Сколько у него земли, сколько душ — никто не знает. Зато говорят, что шатается
он по клубам, играет в карты и имеет «должишки». А вот другой молодой человек,
Владимир Дмитриевич Нелысин, давний «друг дома», весь как на ладони. Скромен,
даже застенчив. Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами.
Но зато он сосед — имение его рядышком, «борозда к борозде». И он тоже здесь,
в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то
Муромский и прочит в мужья своей «кралечке» и «баловнице».
Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что
Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с «прекрасным человеком»,
которому «князья да графы приятели». Не-лькин в отчаянии. Нет, он не допустит,
чтобы эта свадьба состоялась! Ему кое-что известно о «грешках» Кречинского.
Но теперь-то он «дознает всю подноготную» и уж тогда представит старику этого
«остряка» и «лихача» в истинном свете.
А «подноготная» есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты —
он «страшный игрок». Он бредит игрою. И Лидочка с ее приданым — для него лишь
куш, с которым можно вступить в большую игру. «У меня в руках тысяча пятьсот
душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего
капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! и выиграю, выиграю
наверняка».
Да, но куш этот нужно еще заполучить. Благословение родителя — это только
зыбкая удача, вырванная у судьбы благодаря вдохновенному блефу. Блеф нужно
выдержать до конца! Но как, как?! Положение Кречинского катастрофическое.
Он связался с «шушерой», мелким карточным шулером Иваном Антоновичем Расплюевым,
чьи нечистые и ничтожные выигрыши едва поддерживают его существование. Квартиру,
где он обитает вместе с этим жалким пройдохой, беспрестанно осаждают кредиторы.
Денег нет даже на извозчика! А тут еще является этот подлый купчишка Щебнев,
требует выдать сию же минуту карточный долг, грозится сегодня же записать
его имя в клубе в позорную долговую «книжечку», то есть ославить его на весь
город как банкрота! И это в ту самую минуту, когда Кречинскому «миллион в
руку лезет»... Да, с одной стороны, миллион, а с другой — нужны каких-нибудь
две-три тысчонки, чтобы раздать долги, оплатить счета и наскоро — в три дня
— устроить свадьбу. Без этих мелких ставок рухнет вся игра! Да что там! —
она уже рушится: Щебнев согласен ждать лишь до вечера, кредиторы за дверью
грозно бушуют.
Впрочем, надежда еще есть. Кречинский посылает Расплюева к ростовщикам, приказывая
одолжить у них деньги под любые проценты. Дадут, непременно дадут, они ведь
знают Кречинского: вернет сполна. Но Расплюев является с дурными вестями.
Ростовщики уже не могут верить Кречинскому: «видно, запахло!..» Они требуют
надежного залога. А что осталось у бедного игрока! Ничего, кроме золотых часов
в семьдесят пять рублей. Все кончено! Игра проиграна!
И вот тут-то, в минуту полной безнадежности, Кречинского осеняет блистательная
идея. Впрочем, ее блистательности еще не могут оценить ни Расплюев, ни слуга
Федор. Они даже полагают, что Кречинский повредился рассудком. И действительно,
он как будто бы не в себе. Он достает из бюро грошовую булавку, ту самую,
которую он использовал как модель, «обделывая» Лидочкин солитер, смотрит на
нее с восторженным изумлением и восклицает: «Браво!. ура! нашел...» Что нашел?
Какую-то «побрякушку». Камень-то в булавке стразовый, из свинцового стекла!
Ничего не объясняя, Кречинский велит Расплюеву заложить золотые часы и на
вырученные деньги купить роскошный букет цветов, «чтоб весь был из белых камелий».
А сам тем временем садится сочинять письмо Лидочке. Он наполняет его нежностью,
страстью, мечтаниями о семейном счастье — «черт знает каким вздором». И как
бы между прочим просит ее прислать ему с посыльным солитер — он заключил пари
о его размерах с неким князем Бельским.
Как только Расплюев появляется, Кречинский отправляет его с цветами и запиской
к Лидочке, объясняя ему, что он должен получить у нее солитер и принести вещь
«аккуратнейшим образом». Расплюев все понял — Кречинский намерен украсть бриллиант
и бежать с ним из города. Но нет! Кречинский не вор, честью он еще дорожит
и бежать никуда не собирается. Напротив. Пока Расплюев выполняет его поручение,
он приказывает Федору подготовить квартиру для пышного приема семейства Муромских.
Настает «решительная минута» — принесет ли Расплюев солитер или нет?
Принес! «Виктория! Рубикон перейден!» Кречинский берет обе булавки — фальшивую
и подлинную — и мчится с ними в лавку ростовщика Никанора Савича Бека. Спрашивая
денег под залог, он предъявляет ростовщику подлинную булавку — «того так и
шелохнуло, и рот разинул». Вещь ведь ценнейшая, стоимостью в десять тысяч!
Бек готов дать четыре. Кречинский торгуется — просит семь. Бек не уступает.
И тогда Кречинский забирает булавку: он пойдет к другому ростовщику... Нет-нет,
зачем же — к другому... Бек дает шесть! Кречинский соглашается. Однако требует
уложить булавку в отдельную шкатулку и опечатать ее. В тот момент, когда Бек
уходит за шкатулкой, Кречинский подменяет подлинную булавку фальшивой. Бек
спокойно укладывает ее в шкатулку — бриллиант ведь уже проверен и под лупою,
и на весах. Дело сделано! Игра выиграна!
Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета
оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах,
заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в
глаза, пыль золотая, бриллиантовая! Все отлично!
Но вдруг на квартиру Кречинского является Нелькин. Вот оно, разоблачение!
Нелькин уже все выведал: ах, Боже! с кем связался почтеннейший Петр Константинович!
Да это же проходимцы, картежники, воры!! Они ведь украли у Лидочки солитер...
Какое там пари?! какой князь Бельский?! Солитера нет у Кречинского — он заложил
его ростовщику Беку!.. Все смущены, все в ужасе. Все, кроме Кречинского, ибо
в эту минуту он на вершине своего вдохновения — блеф его обретает особенную
внушительность. Великолепно изображая благороднейшего человека, чья честь
оскорблена коварным наветом, он берет с Муромского обещание «по шее выгнать
вон» обидчика, если солитер будет сейчас же представлен для всеобщего обозрения.
Старик вынужден дать такое обещание. Кречинский с торжественным негодованием
предъявляет бриллиант! Нелькин опозорен. Его карта бита Сам Муромский указывает
ему на дверь. Но Кречинскому этого мало. Успех нужно закрепить. Теперь искусный
игрок изображает другое чувство: он потрясен тем, что семейство так легко
поверило гнусной сплетне о своем будущем зяте, муже!! О, нет! теперь он не
может быть Лидочкиным мужем. Он возвращает ей ее сердце, а Муромскому его
благословение. Все семейство молит его о прощении. Что ж, он готов простить.
Но при одном условии: свадьба должна быть сыграна завтра же, чтоб положить
конец всем сплетням и слухам! Все с радостью соглашаются. Вот теперь игра
действительно выиграна!
Остается только выиграть время, то есть выпроводить дорогих гостей как можно
скорее. Нелькин ведь не успокоится. Он может в любую минуту явиться сюда с
Беком, фальшивой булавкой и обвинениями в мошенничестве. Нужно успеть... Гости
уже поднялись, двинулись к выходу. Но нет! В дверь звонят... стучат, ломятся.
Успел Нелькин! Он явился и с Беком, и с булавкой, и с полицией! Лишь на минуту
Кречинский теряет самообладание; приказывая не отпирать дверь, он хватает
ручку от кресла и угрожает «разнести голову» всякому, кто двинется с места!
Но это уже не игра — это разбой! А Кречинский все ж таки игрок, «не лишенный
подлинного благородства». В следующее же мгновение Кречинский «кидает в угол
ручку от кресла» и уже как истинный игрок признает свое поражение возгласом,
характерным для карточного игрока: «Сорвалось!!!» Теперь ему светит «Владимирская
дорога» и «бубновый туз на спину». Но что это?! От печальной дороги в Сибирь
и арестантских одежд «Мишеля» спасает Лидочка. «Вот булавка... которая должна
быть в залоге, — говорит она ростовщику, — возьмите ее... это была ошибка!»
За сим все семейство, «убегая от срама», покидает квартиру игрока.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|