Алексей Феофилактович Писемский 1821 – 1881
Тысяча душ — Роман (1853
– 1858)
Действие происходит в середине 40-х гг. XIX в. в
уездном городе Эн-ске. Смотритель училища Петр Михайлович Годнев увольняется
с пенсионом, а на его место определен некто Калинович, молодой человек, окончивший
юридический факультет Московского университета кандидатом.
Годнев — добрый, общительный старик, вдовец, живет вместе с экономкой Палагеей
Евграфовной, которую подобрал когда-то больную и нищую, и дочерью Настенькой
— хорошенькой, умной и чувствительной девушкой за двадцать лет. После единственной
и неудачной попытки выйти в маленький уездный свет (на вечере генеральши Шеваловой,
самой богатой помещицы губернии) чтение сделалось ее единственным развлечением:
«она начала жить в каком-то особенном мире, наполненном Гомерами, Орасами,
Онегиными, героями французской революции». Каждый вечер к Годневым приходит
младший брат Петра Михайловича, отставной капитан, со своей собакою.
Представляя учителей новому смотрителю, Годнев неприятно поражен его надменностью;
между прочим, Калинович делает вид, что не узнает своего однокурсника — учителя
истории.
Калинович решает нанести визиты местному дворянству и высшему чиновничеству,
но оказывается, что в провинции такого обыкновения нет — его не принимают
вовсе или, как в доме Шеваловой, принимают холодно; только Годнев увидел
в Калиновиче юношу, одинокого в чужом городе, и позвал на обед. Калинович
пробыл у Годневых допоздна, говорил с Настенькой о литературе и не скучал.
После его ухода Настенька долго не спала и писала новое стихотворение, которое
начиналось так: «Кто б ни был ты, о гордый человек!..» С тех пор Калинович
ходит к Годневым каждый день.
В училище новый смотритель старается навести порядок; жертвой его строгости
становится, между прочим, способный и честный, но пьющий учитель истории.
Однажды Калинович получает письмо, которое сильно поражает его: «Это был
один из тех жизненных щелчков, которые отнимают веру в самого себя и делают
человека тряпкою, дрянью, который видит впереди только необходимость жить,
а зачем и для чего, сам того не знает». В этот день Калинович рассказывает
у Годневых историю своей жизни, «постоянного нравственного унижения»: рано
осиротевший, он рос на хлебах у человека, некогда разорившего его отца, и
был пестуном и игрушкой для его глупых детей; после смерти «благодетеля»,
студентом, он жил уже в полной нищете и голодал; после успешного окончания
курса ему дали это место в провинции, где он «должен погрязнуть и задохнуться».
Последний удар — повесть Калиновича, его первый литературный опыт, не приняли
в толстом журнале. Мир кажется молодому человеку несправедливым, и он отстаивает
свое право на жестокость перед благодушным Годневым, упрекающим его за чрезмерную
строгость: «Я хочу и буду вымещать на порочных людях то, что сам несу безвинно».
Затем происходит разговор Калиновича и Настеньки наедине: Настенька упрекает
Калиновича за то, что он называет себя несчастливым, хотя и знает, что она
его любит; Калинович же признается, что «одна любовь не может наполнить сердца
мужчины, а тем более моего сердца, потому что я <...> страшно честолюбив».
Через несколько дней Калинович читает у Годневых свою повесть; Петр Михайлович
вспоминает о своем старом знакомом, влиятельном человеке, и посылает ему сочинение
Калиновича.
Капитан (дядя Настеньки), очень ее любящий, догадывается, что молодые люди
находятся в непозволительно близких отношениях; однажды ночью, пытаясь подкараулить
Калиновича, он ловит у ворот Годневых чиновника Медиокритского, который пытается
вымазать их дегтем: Медиокритский когда-то безуспешно сватался к Настеньке
и приревновал ее к Калиновичу. По настоянию Калиновича поступок Медиокритского
доводится до сведения властей; того исключают из службы, но с тех пор о Настеньке
в городе пошли сплетни.
Через некоторое время в столичном журнале появляется повесть Калиновича;
Годневы горды и счастливы чуть ли не больше самого автора. Родных Настеньки
беспокоит только то, что Калинович не только не спешит свататься, но и заявляет
вслух, что «жениться на расчете подло, а жениться бедняку на бедной девушке
глупо».
В действии романа начинают участвовать новые лица: генеральша Шевалова, вдова,
больная и раздражительная старуха, ее дочь Полина и князь Иван, красавец пятидесяти
лет, аферист и, как можно догадаться, любовник Полины. Полина измучена скупостью
матери и двусмысленностью своего положения; князь Иван советует ей выйти замуж;
подходящим женихом, единственным приличным человеком в городе ему кажется
Калинович (о его литературных занятиях князь слышал от Годнева). Настенька,
узнав, что Калиновича приглашают посетить Шеваловых, тот самый дом, где ее
когда-то унизили, просит Калиновича отказаться от приглашения, говорит о дурных
предчувствиях; Калинович обвиняет ее в эгоизме. У Шеваловых Калинович более
всего поражен комфортом: «для детей нынешнего века, слава... любовь... мировые
идеи... бессмертие — ничто пред комфортом». Вскоре Калинович на вечере у Шеваловых
читает свою повесть; позвали и Настеньку, любопытствуя видеть любовницу Калиновича;
присутствие Настеньки для Калиновича неожиданно, он даже стыдится ее несветского
вида и «неприличной» влюбленности. На вечере Калинович видел дочь князя Ивана,
блестящую красавицу, и, не разлюбив Настеньку, влюбился и в княжну: «в душе
героя жили две любви, чего, как известно, никаким образом не допускается в
романах, но в жизни <...> встречается на каждом шагу». Князь приглашает
Калиновича пожить летом немного в его имении; Шеваловы — его соседи. Однажды
князь откровенно предлагает Калиновичу жениться на богатой невесте Полине
и убеждает его, что ранняя женитьба на бедной погубит карьеру. Цинизм князя
поражает героя, он отказывается от Полины. Разговор, однако, произвел свое
действие: Калинович решает бросить Настеньку и уезжает в Петербург; чтобы
избежать тяжелых сцен, он, обманывая Годневых, объявляет о помолвке с Настенькой.
Принятое решение мучает Калиновича до такой степени, что ему хочется умереть.
В дороге, глядя на попутчика-купца, герой думает с возмущением: «За десять
целковых он готов, вероятно, бросить десять любовниц, и уж конечно скорей
осине, чем ему, можно растолковать, что в этом случае человек должен страдать».
Несмотря на душевные муки, Калинович, однако, уже в поезде, идущем из Москвы
в Петербург, знакомится с хорошенькой женщиной свободного поведения, причем
автор пишет: «Здесь мне опять приходится объяснять истину, совершенно не принимаемую
в романах, истину, что никогда мы <...> не способны так изменить любимой
нами женщине, как в первое время разлуки с ней, хотя и любим еще с прежней
страстью».
Петербург — «могильный город» — еще усиливает тоску героя: в редакции журнала
его встречают более чем равнодушно, после свидания с Амальхен он чувствует
себя опозоренным, директор департамента, к которому Калинович имеет рекомендательное
письмо от князя Ивана, не дает ему места; наконец, старый друг Калиновича,
ведущий критик журнала, где была напечатана его повесть «Странные отношения»,
умирающий от чахотки Зыков (Белинский), не признает в герое литературного
таланта: Калинович слишком рассудочен.
Калинович познакомился, а потом и подружился с неким Белавиным, интеллектуалом
и джентльменом, который «всю жизнь честно думал и хорошо ел». В спорах с Калиновичем
Белавин обличает новое поколение, окончательно утратившее «романтизм», поколение
бессильное и не умеющее любить; автор замечает, однако, что в жизни романтика
Белавина, казалось, не было сильных страстей и страданий, между тем как Калиновича,
«при всех свойственных ему практических стремлениях, мы уже около трех лет
находим в истинно романтическом положении <...> романтики, как люди
<...> с более строгим идеалом <...>, как будто бы меньше живут
и меньше оступаются».
Несчастный, больной и сидящий без денег Калинович пишет к Настеньке, открывая,
между прочим, и прошлое намерение бросить ее. Вскоре она приезжает к нему
— все простившая, с деньгами, взятыми взаймы. Отец ее в параличе; сама Настенька,
после того как Калинович полгода не писал к ней, думала, что он умер, хотела
покончить с собой, и только христианская вера спасла ее. После рассказа Настеньки
Калинович в задумчивости и со слезами на глазах говорит: «Нет, так любить
невозможно!»
Некоторое время пара живет тихо и счастливо; их навешает Белавин, подружившийся
с Настенькой. Но вскоре Калиновича начинает терзать честолюбие, жажда комфорта
и презрение к себе самому за свое тунеядство. Однажды Калинович встречает
на улице князя Ивана; князь опять начинает соблазнять героя: везет его обедать
у Дюссо и на роскошную дачу к Полине. Мать Полины умерла, и Полина теперь
очень богата, Калинович решается: спрашивает у князя, может ли он еще посвататься
к Полине; князь берется обеспечить ему согласие девушки и требует за посредничество
пятьдесят тысяч. Автор защищает героя от читателя: «если уж винить кого-нибудь,
так лучше век...»
От угрызений совести Калинович особенно грубо держит себя с Настенькой перед
тем, как бросить ее; в это же время она получает известие, что ее отец скончался.
Немолодая и некрасивая, Полина страстно влюбляется в своего жениха, чем вызывает
у него непреодолимое отвращение. Перед свадьбой Калинович узнает от повара
Шеваловых, что и Полина, и мать ее были любовницами князя, а тот тянул из
них деньги.
Приобретя женитьбой состояние и связи, Калинович получает наконец то, к чему
всегда стремился: хорошее место, возможность проявить свои способности. Из
него вышел блестящий следователь; через несколько лет он становится вице-губернатором
той самой губернии, где он был когда-то училищным смотрителем.
Калинович «чувствовал всегда большую симпатию к проведению бесстрастной идеи
государства, с возможным отпором всех домогательств сословных и частных»;
в губернии же царил чиновничий грабеж и беззаконие, и руководил всем губернатор.
В жестокой борьбе с чиновничеством и губернатором Калинович одерживает временную
победу. Последнее крупное преступление, открытое Калиновичем, — подлог, совершенный
князем Иваном, которого Калинович смертельно ненавидит; арест князя восстанавливает
против Калиновича все местное дворянство.
Калинович неожиданно получает письмо от Настеньки: она стала актрисой, публика
ценит ее талант; их труппа будет играть в Эн-ске; она сообщает свой адрес
и ждет встречи: «через десять лет <...> снова откликнулась эта женщина,
питавшая к нему какую-то собачью привязанность». Калинович в радости благодарит
Бога: «Я теперь не один: она спасет меня от окружающих меня врагов и злодеев!»
Между тем Полина, давно ненавидящая мужа, тайно посетив арестованного князя
Ивана, едет в Петербург; она намерена использовать те же самые связи, которые
некогда дали ее мужу место на службе, чтобы теперь уничтожить мужа и спасти
князя Ивана.
Калинович видит Годневу в мелодраме Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние»,
в роли Эйлалии; при Калиновиче она играет особенно сильно и потрясает публику.
В этот вечер узнают, что губернатор смещен и Калинович назначен исполняющим
обязанности начальника губернии. У себя дома Годнева встречает Калиновича
просто, дружески и с прежней любовью; рассказывает, как жила без него, как
влюбилась в Белавина: «Все мы имеем не ту способность, что вот любить именно
одно существо, а просто способны любить или нет». Белавин испугался возможного
романа, не желая принять на себя ответственность за другого человека: «Ты
тоже эгоист, но ты живой человек, ты век свой стремишься к чему-нибудь, страдаешь
ты, наконец, чувствуешь к людям и их известным убеждениям либо симпатию, либо
отвращение, и сейчас это выразишь в жизни; а Белавин никогда...»
В эпилоге сообщается, что интриги Полины удались: Калинович «за противозаконные
действия» уволен; князь оправдан. Вскоре князь окончательно разоряет Полину;
не выдержав этого последнего удара, она умерла. Калинович выходит в отставку,
женится на Настеньке и поселяется с нею и с ее дядей-капитаном в Москве, «примкнув
к партии недовольных». Свадьбу главных героев автор отказывается считать счастливым
концом романа: Калинович, «сломанный нравственно, больной физически, решился
на новый брак единственно потому только, что ни на что более не надеялся и
ничего уж более не ожидал от жизни», да и Настенька любила его уже «более
по воспоминаниям».
Г. В. Зыкова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|