Александр
Николаевич Островский 1823 – 1886
На
всякого мудреца довольно простоты — Комедия (1868)
Действие происходит в Москве,
в первое десятилетие реформ Александра II. Первый
акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич
Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.
В комнату входят, продолжая
начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умен,
зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства
в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит
автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник
и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.
Приходят гусар Курчаев, знакомый
Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать
журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то
слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника
Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть
попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором
набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет
взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки дядя». Она остается Глумову. Курчаев
сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова.
Курчаев и Голутвин уходят.
В последующем разговоре Глумова
с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас
прибудет смотреть якобы сдаваемую внаем квартиру Глумовых.
Является слуга, за ним сам
Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привез его в жилую квартиру. Глумов
объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую,
и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен,
но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов,
поучений и наставлений.
Глумова показывает Мамаеву
карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся
гаданием и предсказанием». Глумов принимает ее с деланным почтением, дает
пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы:
на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому
встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает
Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит.
«Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается
первое действие комедии.
В доме Мамаева хозяин и Крутицкий
— «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и
на свое неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов
труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает
дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова
жалуется на недостаток средств. Мамаева ее подбадривает, суля Глумову свое
покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына
его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет,
как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать
о том, как влюблен в нее Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим
Глумовым.
Приезжает Городулин, «молодой
важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее»,
зовет Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом
и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит
помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.
Городулина сменяет Мамаев,
который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается
с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.
На даче Турусиной, «богатой
вдовы, барыни из купчих», окруженной приживалками, гадальщицами, странницами,
Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж
из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за
«вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных
письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что
она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тетя и подыщет
сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий.
Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха.
Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий,
он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает:
одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого
купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин
всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется
Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почетом и речам ее внимают
с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова
как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием
Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.
Глумов приносит Крутицкому
«Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен.
«Трактат» — острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть
посаженым отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает
Крутицкий по его уходе.
Приходит Клеопатра Львовна
Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода
Глумова старик обрушивает на нее архаические цитаты из любимых с юности трагедий,
видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для нее оброненное
Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что ее кольнуло.
Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», — недоумевает Крутицкий,
глядя ей вслед.
Глумов дома записывает в дневник
расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и
задаривать ее приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов
настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает
опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько
злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов
сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает
Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.
Пришел Голутвин. Глумов, спрятав
Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным
языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит,
Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов
на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке.
Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает
его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева,
замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит ее в ярость, и
уносит.
Сперва Глумову кажется, что
он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние,
бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике «Записки подлеца»
им самим написанные».
На даче, где собралось все
общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах
Глумова, говорит: «Еще с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным
человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами
с будущей женой и тещей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько»
трактат Крутицкого (т. е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву,
что женится по расчету. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная
статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев
читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня
во сне», острые характеристики Крутицкого, Ма-нефы, Турусиной (Турусина тут
же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора;
судя по всему, ее выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник
и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему
же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно.
Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько
на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши
в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой,
и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие,
начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся
на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на
себя» — финальная реплика Мамаевой.
А. И. Журавлева
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|