Николай
Алексеевич Некрасов 1821 – 1877/78
Современники
— Сатирическая поэма (1875 – 1876)
Часть 1. Юбиляры и триумфаторы
«Бывали хуже времена, / Но
не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX в.
Для того чтобы убедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих
ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора.
В числе главных достоинств юбиляра называется то, что он не довел до разоренья
население вверенного ему края. «Подвижник» не воровал казенное добро, и за
это собравшиеся выражают ему глубокую благодарность.
В зале № 2 чествуют деятеля
просвещения. Ему подносят портрет Магницкого — знаменитого попечителя Казанского
учебного округа, который прославился как «гаситель наук», предлагавший закрыть
Казанский университет.
В зале № 3 чествуют князя
Ивана. Дед юбиляра был шутом царицы Елизаветы, «сам он — ровно ничего».
Князь Иван увлечен водевилями и опереттой, его единственная утеха — заехать
в Буфф.
В зале № 4 что-то говорят
о сенате, но главное место принадлежит здесь осетру. В зале № 5 «агрономический
обед» совмещен с заседанием. Юбиляр посвятил свой досуг скотоводству, думая
быть полезным крестьянству. Но в результате своей многолетней деятельности
он решил, что русский народ следует оставить «судьбам его и Богу». К юбилею
скотовод Коленов награжден медалью «За ревность и старанье», вручение которой
и празднуется теперь в ресторане.
В зале № 6 чествуют изобретателя
броненосцев и гранат. Собравшиеся прекрасно знают, что смертоносное оружие
оказалось никуда не годным, и даже говорят об этом прямо в поздравительных
речах. Но — что нужды им в этом? Они празднуют юбилей изобретателя...
В зале № 7 собрались библиофилы,
и оттуда сразу «мертвечиной понесло». Господин Ветхозаветный зачитывает отрывок
из недавно найденных путевых заметок юноши Тяпушкина, который, «прибыв в Ирбит,
дядей был прибит». Собравшиеся восторгаются шедевром, разглядывают рукопись
в лупу и размышляют о том, что следует восстановить в России двоеточие над
i. Зосим Ветхозаветный признается, что мертвые писатели куда
милее ему, чем живые. Празднество в этом зале напоминает «пир гробовскрывателей».
Из зала № 8 слышны лобызанья
и возгласы «ура!». В зале № 9 напутствуют в самостоятельную жизнь студентов,
увещевая их не предаваться анархическим мечтам,
В зале № 10 вездесущий князь
Иван поднимает тост за «царя вселенной — куш». В зале № 11 собравшиеся умиляются
деятельностью благотворительницы Марьи Львовны, призвание которой — «служить
народу». Но самая увлекательная беседа идет в зале № 12: здесь собралось общество
гастрономов, здесь «поросенку ставят баллы, рассуждая о вине», здесь можно
без риска подать мнение о салате.
Часть 2. Герои времени — Трагикомедия
Во всех залах продолжается
бесконечное празднование и чествование, приобретающее все более фантасмагорический
характер. Савва Антихристов произносит спич в честь производителя работ акционерной
компании Федора Шкурина. В молодости «самородок-русак» дергал щетину у свиней,
впоследствии откупил у помещика угодья «до последнего лещика» и, упорно трудясь,
стал железнодорожным магнатом. Чествовать Шкурина пришли «почетные лица» в
чинах и с орденами, имеющие пай в коммерческих фирмах; «плебеи», поднявшиеся
из низов и достигшие денег и крестов; погрязшие в долгах дворяне, готовые
поставить свое имя на любой бумаге; менялы, «тузы-иноземцы» и «столпы-воротилы»
по прозвищу Зацепа и Савва.
Новый оратор — меняла — высказывает
мысль о необходимости учредить Центральный дом терпимости и надеется дать
этой мысли грандиозное развитие. Зацепа-столп соглашается с мыслью оратора:
«Что сегодня постыдным считается, / Удостоится завтра венца...»
Вскоре речи становятся менее
связными, и празднование перерастает в заурядную пьянку. Князь Иван провожает
взглядом одного из «современных Митрофанов», в котором виден дух времени:
«Он по трусости — скупец, / По невежеству — бесстыден, / И по глупости — подлец!»
Собравшиеся осуждают прессу, адвокатов, австрийцев, судебное следствие...
Суетливый коммерсант горячо убеждает еврея-процентщика в том, что брошюрой
«О процентах» тот заявил свою связь с литературой и теперь должен направить
свой талант на служение капиталу. Процентщик сомневается в своем даровании,
ему не хочется прослыть «подставным в литературе». Но коммерсант уверен в
том, что «ныне — царство подставных» и «прессой правит капитал».
Князь Иван высмеивает Берку-еврея,
разбогатевшего на выгодном подряде. Он убежден в том, что «жидовине» нипочем
христианские души, когда он добивается генеральства.
Среди «плутократов» особенно
заметны ренегаты-профессора. История их проста: до тридцати лет они были честными
тружениками науки, громили плутократию, и казалось, что их невозможно сбить
с пути никакими деньгами. Вдруг они пустились в биржевые спекуляции, используя
для этого свои ораторские способности — «машинное красноречье». Бывшие деятели
науки стали говорильными машинами, «предпочтя ученой славе соблазнительный
металл»; они могут говорить, не смущаясь противоречиями в собственных фразах.
Эти люди принесли силу своего знания на помощь аферистам, они готовы утверждать
«всякий план, в основе шаткий», а гуманные идеи их давно не беспокоят.
Среди собравшихся заметен
и Эдуард Иваныч Грош, которого вообще можно встретить в любом собрании, с
которым не надо ни телеграфа, ни газетных новостей. Этот человек может куда
угодно протиснуть взятку и выхлопотать все: закладную, моську, мужа, дачу,
дом, капитал, даже португальский орден.
В самый разгар веселого пира
пьяный Зацепа-столп вдруг начинает рыдать, называя себя вором. Но у собравшихся
его откровения вызывают то же чувство, что плач гетеры, которая на склоне
блудных дней страдает о потере добродетели. Князь Иван уверен, что «ныне тоскует
лишь тот, кто не украл миллиона». Он напоминает об университетском преподавателе
Швабсе, который внушал студентам презрение к процентам, и капиталу, а потом
стал директором ссудной кассы. Вспоминает он и о графе Твердышове, который
всегда страдал о голодных мужичках, а кончил тем, что проложил по пустырям
ненужную дорогу, отяготив крестьян новыми налогами.
Жиды тоже успокаивают Зацепу,
убеждая его в том, что при наличии денег никакой беды и опасности быть не
может. Их обрывает оратор-философ, поднимающий тост за «русскую незыблемую
честь», которая, по его мнению, заключается в том, чтобы «целый мир остричь
вплотную разом».
Вдоволь нарыдавшись и нафилософствовавшись,
герои времени садятся за карточный стол.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|