Николай
Алексеевич Некрасов 1821 – 1877/78
Мороз,
Красный нос — Поэма (1863 – 1864)
В крестьянской избе страшное
горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына,
отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина,
Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли:
повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все
они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины
в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы
эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь
красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья
по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать
с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская
женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется
и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит
в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд
ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть
лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья,
вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать
слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших
внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном
деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез — как будто суровая
красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать.
И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска
везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских
работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь
в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние:
окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь
потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него
чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут
во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут
по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших
ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось
ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все
на том же савраске. По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи
показываются слезы — должно быть, от солнца... И только когда она въезжает
в могильный покой леса, из груди ее вырывается «глухой, сокрушительный вой».
Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой
глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже,
зовет его, с ним говорит...».
Она вспоминает свой сон перед
Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась
ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил
ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит
у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет
зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе
сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут
в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья
собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя,
подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут
к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей
ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть...
Дарья покрывается сверкающим
инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель
на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок,
который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит,
как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...
Во сне она слышит звуки чудесной
песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, «в
ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит
к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега,
а Дарья стынет «в своем заколдованном сне...».
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|