Николай
Алексеевич Некрасов 1821 – 1877/78
Саша
— Поэма (1856)
В семье степных помещиков
растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее — славные старички, честные
в своем радушии, «лесть им противна, а спесь неизвестна». Родители постарались
в детстве дать дочери все, что позволяли их небольшие средства; однако наука
и книги казались им излишними. В степной глуши Саша сохраняет свежесть смуглого
румянца, блеск черных смеющихся глаз и «первоначальную ясность души».
До шестнадцати лет Саша не
знает ни страстей, ни забот, ей вольно дышится в просторе полей, среди степного
приволья и свободы. Тревоги и сомнения тоже незнакомы Саше: ликование жизни,
разлитое в самой природе, является для нее порукой Божьей милости. Единственная
невольница, которую ей приходится видеть, — речка, бурлящая у мельницы без
надежды вырваться на простор. И, наблюдая бесплодную злость реки, Саша думает
о том, что роптанье против судьбы — безумно...
Девушка любуется дружной работой
поселян, в которых видит хранителей простой жизни. Ей нравится бегать среди
полей, собирать цветы и петь простые песни. Любуясь тем, как мелькает в спелой
ржи дочкина головка, родители чают для нее хорошего жениха. Зимою Саша слушает
нянины сказки или, полная счастья, летит с горы на санках. Случается ей знавать
и печали: «Плакала Саша, как лес вырубали». Она не может без слез вспоминать,
как недвижно лежали трупы деревьев, как разевали желтые рты выпавшие из гнезда
галчата. Но в верхних ветвях оставшихся после вырубки сосен Саше мерещатся
гнезда жар-птиц, в которых вот-вот выведутся новые птенцы. Утренний Сашин
сон тих и крепок. И хотя «первые зорьки страстей молодых» уже румянят ее щеки,
в ее неясных сердечных тревогах еще нет мук.
Вскоре в соседнюю большую
усадьбу, которая уже лет сорок стоит пустая, приезжает хозяин, Лев Алексеевич
Агарин. Он тонок и бледен, глядит в лорнетку, ласково разговаривает с прислугой
и называет себя перелетной птицей. Агарин объездил весь свет, а по возвращении
домой, как он рассказывает, над ним кружился орел, словно пророча великую
долю.
Агарин все чаще бывает у соседей,
подтрунивает над степной природой и много разговаривает с Сашей: читает ей
книжки, обучает французскому, рассказывает о дальних странах и рассуждает
о том, почему человек беден, несчастлив и зол. За рюмкой домашней рябиновки
он объявляет Саше и ее простодушным старикам родителям о том, что солнце правды
вот-вот взойдет над ними.
В начале зимы Агарин прощается
с соседями и, попросив благословить его на дело, уезжает. С отъездом соседа
Саше скучны становятся прежние занятия — песни, сказки, гадания. Теперь девушка
читает книжки, кормит и лечит бедных. Но при этом она украдкою плачет и думает
какую-то непонятную думу, чем повергает в уныние родителей. Впрочем, они радуются
неожиданно развившемуся уму своей дочери и ее неизменной доброте.
Едва Саше исполняется девятнадцать
лет, в свое имение возвращается Агарин. Он, ставший бледнее и плешивее, чем
прежде, потрясен красотою Саши. Они по-прежнему беседуют, но теперь Агарин
словно назло перечит девушке. Он больше не говорит о грядущем солнце правды
— напротив, уверяет, что род человеческий низок и зол. Сашины занятия с бедными
Агарин считает пустой игрушкой. На семнадцатый день после приезда соседа Саша
выглядит как тень. Она отвергает присылаемые Агариным книжки, не хочет видеть
его самого. Вскоре он присылает Саше письмо с предложением замужества. Саша
отказывает Агарину, объясняя это то тем, что она его недостойна, то тем, что
он недостоин ее, потому что стал зол и упал духом.
Бесхитростные родители не
могут понять, что за человек встретился на пути их дочери, и подозревают в
нем чернокнижника-губителя. Они не ведают о том, что Агарин принадлежит к
странному, мудреному племени людей, которых создало новое время. Современный
герой читает книги да рыщет по свету в поисках исполинского дела — «благо
наследье богатых отцов / Освободило от малых трудов, / Благо идти по дороге
избитой / Лень помешала да разум развитый». Он желает осчастливить мир, а
при этом мимоходом и без умыслу губит то, что лежит у него под руками. Любовь
волнует ему не сердце и кровь, а только голову. Герой времени не имеет собственной
веры, а потому, «что ему книга последняя скажет, / То на душе его сверху и
ляжет». Если же такой человек берется за дело, то в любую минуту готов объявить
о бесполезности усилий, а в его неудачах оказывается виноват весь мир.
Благо Саши в том, что она
вовремя догадалась, что не должна отдаваться Агарину; «а остальное все сделает
время». К тому же его разговоры все-таки пробудили в ней нетронутые силы,
которые только окрепнут под грозой и бурей; зерно, упавшее в добрую почву,
отродится пышным плодом.
Т. А. Сотникова
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|