Николай
Семенович Лесков 1831 – 1895
Тупейный
художник — Рассказ на могиле (1883)
Рассказ этот автор слышит
от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы
орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище,
где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия. Аркадий
— парикмахер и гримировщик — причесывает всех крепостных артисток графа. Сам
он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже
граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него,
не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через
свое всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна
в том же театре поет в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах.
Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны:
завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
В это время граф устраивает
представление в честь проезжающего через Орел государя. Актриса, которая должна
играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и ее роль получает Любовь Онисимовна.
А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» —
первый знак особенной чести быть возведенною в «одалиски» и доставленной на
графскую половину. Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается
и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, еще более страшный и заросший.
Он вызывает всех цирульников и приказывает им подстричь себя наподобие брата,
грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести
его в благообразный вид сможет лишь Аркадий. Чтобы обойти правило графа Каменского,
его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий,
невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за
уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне
обещает ее увезти. Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает
грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне
голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его
шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные
погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну,
вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются,
что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются
к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости
графа и выдает их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается,
— думают, может быть, свадьба». По приезде у Любовь Онисимовны допытываются,
сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем»
Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А
в себя приходит на телячьем дворе, куда ее направили по подозрению в сумасшествии
под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону»,
в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не дает. Она же сообщает,
что Аркадия граф отдает в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата
не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и
чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года
каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.
К театру ее из-за болезни
ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида.
Однажды к ней в окно попадает камень, завернутый в бумажку от Аркадия. Он
пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесет
к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться.
Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь
офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник
ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит,
то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет
Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику»,
и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что
более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.
Ю. С. Чупринина
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|