Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841
Маскарад — Драма в стихах (1835 – 1836,
опубл. 1842)
Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре
и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить
«союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь,
однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись
не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно
для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве
и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает.
Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным
челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел,
но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а
пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург
развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему
— Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является.
Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает
ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович
и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел!
И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды
проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в
дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается:
в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый
гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта
сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной
страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический
«предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный
кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!).
Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий,
но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей,
только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную
зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина
есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так
и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе,
чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в
порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание
на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал
Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и
Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина,
твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина,
ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется:
Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе,
а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без
спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего
лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что
у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может
же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку!
Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было
бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный
проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в
самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется,
что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки
точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина
заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив
в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив,
что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка»
про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего
бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина
поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе.
Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла
и подарила Нинин браслет! Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в
заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет
ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь
от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга.
В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки
Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он
видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал
«все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой
из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить
коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока,
то есть задушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не может: «союз
с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его
существе.
Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря
ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады,
от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную,
по ее представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья,
не слушает ее, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя
волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять
у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты»,
а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается
вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к
пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.
Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный
и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит,
ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу.
Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает
ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем
подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно
погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет
Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его
просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную
безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая
симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа
поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к
ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не
решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей?
Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к
какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей
отыщу... Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами,
давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое.
Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым
жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных
мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые.
Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит
по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот
самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта,
предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений
Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав,
на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный,
что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче:
«Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает
у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях,
излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает
Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед
тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает
бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»
Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль
при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный
сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.
А. М. Марченко
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|