Дмитрий
Васильевич Григорович 1822 – 1899 / 1900
Гуттаперчевый
мальчик — Повесть (1883)
За кулисами цирка толпятся
артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой
лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде,
вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде
— главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в
любой день он может сорваться и запить.
Режиссер просит Эдвардса продержаться
хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время
поста.
Клоун отделывается ничего
не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого
великана.
Интересует Эдвардса не Беккер,
а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения
погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький
артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать
об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика»
была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной
кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать
и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери ее землячка,
прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру.
При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого
догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся
за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка
с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал
и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам
давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый
великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой
год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение,
и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете
щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену,
и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом,
Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа
Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства
и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы
графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери,
обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя
Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным
поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо,
кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой
их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется
очень медленно.
Наконец наступает долгожданная
пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои
места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом
смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым
мальчиком.
Второе отделение программы
начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый
шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый
купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает
его.
Петя карабкается вверх по
шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что
следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами
за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка,
как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось <...> в ту же секунду послышался
глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают
маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают,
кувыркаясь, клоуны...
Расстроенная публика начинает
тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удается
успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит,
что сон ее неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в темном безлюдном цирке
на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой
грудью.
Время от времени из мрака
появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что
клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный
графин.
Все вокруг погружается во
мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого
мальчика» — его уже не было на свете.
В. П. Мещеряков
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты
и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое
издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1996. – 832 с.
|